Рис. 174
Часто приятно наблюдать, как ребенок радуется, когда узнает, что
возможны оба варианта. При определенных условиях обнаружение того, что аb
= bа, является подлинным открытием, подобным инсайту.
5. Задачи на обсуждаемую тему. Я бы не стал продолжать вычисления на
слишком большом числе других примеров этого типа, опасаясь, что ребенок
может забыть структурную формулу. Вместо этого я дал бы вначале несколько
интересных различных примеров. И я бы привел еще один пример, к которому
описанный метод неприменим, ожидая, пока ребенок сам не сделает вывод: «Я
не могу решить эту задачу тем же способом, здесь нужно сосчитать маленькие
квадратики». Я бы дал задания, напри-
316
мер, на определение размера комнаты или двух столов или даже на
определение кубического объема комнаты или объема трехмерной коробки,
заполненной кубиками. В этой задаче внимание сосредоточивается на
количестве кубиков в одном квадрате, которое нужно умножить на высоту, а
не просто на умножении сторон.
6. Площадь параллелограмма. Лучше всего просто спросить: «Какова
площадь этой фигуры? Можешь ли ты ее определить?» Как и в случае с
прямоугольником, некоторые дети, немного подумав и при поддержке учителя,
сами находят решение.
Если ребенок не продвигается вперед, можно спросить; «Что тебе мешает?
Почему это так трудно сделать?» На что ребенок может ответить: «Трудность
связана вот с этими концами. Если бы они были такими же, как у пря-
моугольника, все было бы хорошо».
6а. В некоторых случаях полезно дать следующую фигуру:
Рис. 175
|