ГЛАВА 1
Площадь параллелограмма
Среди проблем, над которыми я работал, была задача на определение
площади параллелограмма.
Не знаю, получите ли вы от результатов моих опытов такое же
удовольствие, какое испытал я. Мне кажется, что получите, если последите за
мной, разберетесь в существе проблемы и почувствуете трудности, которые
возникали на пути и для преодоления которых я должен был находить средства
и методы, чтобы психологически уяснить выдвинутую проблему.
I
1. Я прихожу в класс. Учитель говорит: «На предыдущем уроке мы
научились определять площадь прямоугольника. Все ли знают, как это
делать?»
Ученики отвечают: «Все». Один из них выкрикивает: «Площадь
прямоугольника равняется произведению двух его сторон». Учитель одобряет
ответ и затем предлагает несколько задач с различными размерами сторон,
которые все были сейчас же решены.
«А теперь, говорит учитель, мы пойдем дальше». Он чертит на доске
параллелограмм: «Это параллелограмм. Параллелограммом называется
плоский четырехугольник, противоположные стороны которого равны и
параллель-
Рис. 1
ны». Тут один ученик поднимает руку: «Скажите, пожалуйста, чему равны
стороны?» «О, стороны могут быть самой разной длины, отвечает учитель.
В данном слу-
40
чае величина одной из сторон равна 11 дюймам, другой 5 дюймам». «Тогда
площадь равна 5x11 квадратным дюймам». «Нет, говорит учитель, это
неверно. Сейчас вы узнаете, как определяется площадь параллелограмма». Он
обозначает вершины буквами а, b, с, d.
«Я опускаю один перпендикуляр из левого верхнего угла и другой из
правого верхнего угла.
|