после предъявления такой простой фигуры, слепо повторяя слова учителя,
бормочет: «Один перпендикуляр из левого верхнего угла», проводит его и
затем говорит: «Другой из правого верхнего угла», проводит и его, затем:
«Продолжить линию основания вправо» и, таким образом, получает
следующий чертеж:
Рис. 7
4. Однако бывает, что даже шестилетний ребенок, ничего не знающий о
геометрии, едва знакомый со способом определения площади прямоугольника,
находит самостоятельно красивое и оригинальное решение для параллело-
грамма, хотя его вовсе этому не учили. Некоторые из этих случаев будут
описаны в третьей части данной главы.
Бывает также, что, выучив или обнаружив, как определяется площадь
параллелограмма, дети, которых просят найти площадь трапеции или любой из
приведенных ниже фигур, оказываются вовсе не беспомощными и после неко-
торых колебаний, иногда после небольшой подсказки, предлагают прекрасные,
подлинные решения типа описанных ниже.
44
Вот эти задания:
Рис. 8
Для всех этих фигур решение возможно посредством осмысленного изменения
фигуры (А-ответы), а не слепого и безуспешного применения заученных
операций или некоторых из них (В-ответы).
А ответы
Рис. 8А
|