Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 302 
Next page End  

дикой процедурой она не является для настоящего мыслителя ни
действительным решением, ни конечным результатом. Хотя современная наука
часто и основывается на индукции, она не останавливается на ней. Она продол-
жает поиски лучшего понимания. (Приведем в качестве примера открытие
Менделеева ¹.)
1
В начале XIX в. английский химик Уильям Праут заметил, что атомные веса химических
элементов приблизительно кратны весу атома водорода, и высказал предположение, что
водород является materia
prima. На основании этой гипотезы де Шанкуртуа заявил в 1862 г.,
что свойства химических элементов определяются числами. В 1871 г. Менделеев опубликовал
свою знаменитую периодическую таблицу классификации химических элементов, в которой
все элементы были расположены в восьми вертикальных и семи горизонтальных рядах. Это
позволило ему показать, что свойства химических элементов, в частности их валентность, из-
меняются в соответствии с изменением их атомного веса. Таким образом, атомный вес
Менделеев рассматривал как фундаментальную, важнейшую характеристику элементов. Это
подтверждалось тем, что он мог предсказывать открытие неизвестных элементов, которые
были необходимы для заполнения пустых мест в его таблице, исходя из соображений,
основанных на периодичности и на регулярном возрастании атомного веса химических
элементов.
Хотя классификация Менделеева была представлена им как чисто эмпирическое
обобщение, она ясно указывала на фундаментальное единство материи.
В 1913 г., основываясь на атомных теориях Резерфорда и Бора, молодой английский
ученый Мозли доказал, что именно числом атомов водорода, образующих атом данного
элемента, или, точнее, числом протонов и, следовательно, электронов атомным номером, а
не атомным весом объясняются химические свойства элементов.
Так эмпирическое обобщение превратилось в конечном счете в дедуктивную теорию. —
Прим. редактора амер. издания.
54
Будучи важным инструментом на своем месте, индукция сама по себе
является скорее началом, а не концом. Но в данном случае она незаконна даже
как начало, поскольку не является необходимой и не связана с существом дела.
13. Рассмотрим для пояснения другой пример. Учитель демонстрирует
классу, как определять площадь параллелограмма, проводя дополнительные
линии, перенося треугольники слева направо и показывая в итоге, что площадь
равна произведению основания на высоту. В этом примере я предложил
учителю использовать параллелограмм, одна сторона которого, а, равнялась 2,5
дюйма, а другая, b
5 дюймам. Была измерена высота h, которая оказалась
равной 1,5.
Затем я предложил другие задачи, указывая в каждом случае величину
сторон а и b; высота измерялась, и следовало определить площадь
параллелограмма:
а
b
Высота
(измеренная)
Площадь необходимо
вычислить
1
2,5
5
1,5
7,5
2
2,0
10
1,2
12,0
3
20,0
1?
16,0
21?
Hosted by uCoz