обладающее всеми особенностями структурной целостности.
Гештальтпсихология постулировала изоморфизм между физическим, физиоло-
гическим (мозговым) и феноменальным полями. Как бы ни относиться к этому
постулату, нельзя не отметить усилий представителей гештальтпсихологии,
направленных на то, чтобы вписать психологическую реальность в общую
картину мира, преодолеть картезианский дуализм. Эта интенция
гештальтпсихологии неоднократно отмечалась Л. С. Выготским, С. Л.
Рубинштейном, Ж. Пиаже, Дж. Брунером, Дж. Гибсоном, Ф. Кликсом и др.
Вместе с тем в отечественной и в мировой психологической литературе
гештальтпсихология подвергалась достаточно суровой и чаще всего
справедливой критике.
Прежде всего ее критиковали за то, что она ограничилась
феноменологическим методом, сущность которого состоит в непосредственном
описании наблюдателем содержания своего восприятия.
Следует сказать, что использование этого метода обогатило исследования
восприятия. Вертгеймер, например, подробно изучил эффекты
стробоскопического движения (1912), то есть восприятие движения в
отсутствие движения цели или фона по сетчатке. Он предложил назвать эту
иллюзию фи-феноменом (феноменальным движением), так как оно существует
только в восприятии. Это исследование открыло новую главу в
экспериментальной психологии. Механизмы феноменального движения изу-
чаются до настоящего времени. Вместе с тем концентрация внимания лишь на
феноменологических методах при-
7
водила к тому, что психофизический процесс оказывался замкнутым в себе
целым, а действия человека определялись лишь как конечная стадия
саморегулирующегося и динамического процесса восприятия ситуации.
Поэтому поведение рассматривалось как целиком определяемое структурой
ситуации. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу: «... мысль, будто
«сенсорное поле», т. е. восприятие ситуации в качестве фазы единого
саморегулирующегося процесса, предопределяет действия человека, является
сугубо механистической. Это лишь более утонченная и не менее радикально
механистическая концепция, чем та, которая заключена в схеме «раздражение
реакция». Действие с точки зрения этой концепции не сознательный акт
личности, выделяющей себя из ситуации, противопоставляющей себя ей и
способной ее преобразовать, а функция от этой ситуации, из которой оно
|