Четвертый тип. Однако в ряде случаев можно было наблюдать реальный
процесс мышления судя по чертежам, замечаниям, мыслям вслух.
1)
«Вот эта фигура; как я могу определить величину площади? Площадь
фигуры именно этой формы?»
2)
«Что-то нужно сделать. Я должен что-то изменить, изменить таким
образом, чтобы это помогло мне ясно уви-
74
деть площадь. Что-то здесь не так». На этом этапе некоторые из детей чертили
фигуру, показанную на рис. 21.
Рис. 21
В таких случаях я говорил: «Хорошо было бы сравнить величину площади
параллелограмма с площадью прямоугольника». Ребенок беспомощно
прекращал, а затем возобновлял попытки.
В других случаях ребенок говорил: «Я должен избавиться от затруднения.
Эту фигуру нельзя разделить на маленькие квадраты».
Рис. 22
3) Здесь один ребенок неожиданно сказал: «Можете дать мне складной
метр?» Я принес ему такой метр. Ребенок сделал из него параллелограмм, а
затем превратил его в прямоугольник.
Рис. 23
Мне это понравилось. «Ты уверен, что это правильно?» спросил я.
«Уверен», ответил он. Только с большим трудом с помощью
соответствующего чертежа
75
(рис. 24) мне удалось заставить его усомниться в правильности его метода.
|