Рис. 24
Тут он сразу сказал: «Площадь прямоугольника гораздо больше этот
метод не годится...»
4) Ребенок взял лист бумаги и вырезал из него два равных параллелограмма.
Затем со счастливым видом соединил их следующим образом.
Рис. 25
Но он не знал, что предпринять дальше.
Сам по себе этот шаг был прекрасной находкой (ср. решение с кольцом, с.
78). Замечу, что в ряде случаев я сам давал детям два образца фигуры. Иногда я
сталкивался с такими реакциями:
Рис. 26
Некоторые дети даже пытались наложить одну фигуру на другую. Такая
помощь могла быть эффективной только при некоторых условиях. При каких
же именно?
31. Но были случаи, когда мышление вело прямо к цели. Некоторые дети с
незначительной помощью или вообще без всякой помощи находили
правильное, разумное, прямое решение задачи. Иногда после периода крайней
76
сосредоточенности в критический момент их лица светлели. Какое чудо этот
переход от слепоты к прозрению, к пониманию сути дела!
Сначала я расскажу о том, что произошло с девочкой пяти с половиной лет,
которой я вообще не оказывал никакой помощи при решении задачи с
параллелограммом. Когда после короткой демонстрации способа определения
площади прямоугольника ей предложили задачу с параллелограммом, она
сказала: «Я, конечно, не знаю, как это сделать». Потом, после минуты
|