Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 302 
Next page End  

рассматривать стороны как пограничные линии; в результате перемещения
треугольника они внезапно отождествляются, воспринимаются не как две
линии, а как одна, и эта линия уже не является пограничной, фактически теперь
она не имеет структурного значения.
То же самое происходит и в случае первого решения (с. 77), и в решении с
кольцом: проводимая вертикальная линия выполняет двойную функцию,
будучи правильными левым и правым краями прямоугольника.
(Действительное понимание роли линии предполагает такое расщепление на
два функциональных элемента.) Наклонные же линии отождествляются и в
новой структуре исчезают.
Аналогичные изменения наблюдаются и в восприятии. В этой области
сравнимыми оказываются как структура событий, так и величины
действующих сил.
Вот простой пример ¹:  показанные ниже  две черные
Рис. 33
фигуры вырезаются из дерева или картона и помещаются на белом фоне.
Понаблюдайте за тем, как кто-нибудь будет медленно двигать их друг к другу.
Сойдутся ли они? Сомкнутся ли? Когда они приблизятся друг к другу — и
сомкнутся. — зигзагообразные края вдруг исчезнут в едином однородном,
лишенном всяких нарушений прямоугольнике ². А что произойдет с
наблюдателем, если в конце спокойного, медленного горизонтального
движения
1
См.: Wertheimer  M. Zu dem Problem der Unterscheidung
von Einzelinhalt und Teil. —
"Zeitschrift   fur    Psychologie",    1933, vol. 129, S. 353—357 (см. Приложение 1).
2
Сравните также квадратные наборы из гл. 4, с. 159.
85
направление его внезапно несколько изменится? Некоторые дети вскакивают,
чтобы восстановить направление движения и правильно соединить части.
То же самое происходит и в наших задачах с параллелограммом: размышляя
над задачей, ребенок приходит к мысли отрезать треугольник с левого края; вы
берете треугольник, чтобы перенести его направо; как будут реагировать дети,
если вы оставите треугольник в следующих положениях?
Hosted by uCoz