Рис. 34
Некоторые дети застывают от изумления, другие смеются, а третьи активно
вмешиваются, чтобы правильно расположить треугольник.
Интересно наблюдать за поведением детей (даже очень маленьких) в
следующих ситуациях. Детям предлагают четыре твердые фигуры, показанные
на рис. 35 ¹.
1
См.: Wertheimer M. Zum Problem der Schwelle."Bericht uber den VIII Internationalen
Kongress fur Psychologie", Groningen, 1926.
86
Рис. 35
У детей часто наблюдается сильная тенденция правильно соединять фигуры:
присоединить с к a, d к
b. Когда взрослые пытаются сделать иначе, упорно
соединяя фигуру d с а и с с b, или соединяют фигуру с с а и d
с b, но непра-
вильно, дети часто не просто удивляются или забавляются, но активно
вмешиваются и правильно размещают фигуры ¹.
Во всех случаях мы сталкиваемся со структурными изменениями,
стремлением к лучшей структуре, к согласованию частей и устранению
нарушений.
В продуктивных процессах такие изменения являются часто весьма
драматичными, куда более драматичными, чем в нашем скромном примере с
параллелограммом. Действительно, весь процесс нередко представляет собой
|