Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 302 
Next page End  

целостности, структурности, системности, не может непосредственно накла-
дываться на исследуемую реальность. Необходима серьезная теоретическая
работа, связанная с осмыслением и конструированием предмета научного
исследования. Этой-то необходимой работы представители гештальтпсихоло-
гии не проделали. Они понимали психику как данность сознанию. И не вышли
при этом за пределы адаптационно-гомеостатического подхода,
существовавшего в естественных науках.
В основе гештальттеории лежат представления об устойчивости,
равновесии, симметрии. Подобные представления не позволяли выявить
специфику активной психической деятельности, постоянно нарушающей
равновесное состояние даже самых «хороших», равновесных, устойчивых и
завершенных структур. Нам представляется, что существенные шаги,
направленные на преодоление этой предвзятой концептуальной схемы, удалось
сделать М. Вертгеймеру в его книге «Продуктивное мышление», которая в
истории мировой психологической науки оказалась не менее важным
событием, чем классические работы гештальтпсихологов в области изучения
восприятия. Мы считали полезным предварить анализ этой книги данной выше
характеристикой гештальтпсихологии не только потому, что Вертгеймер был
одним из ее основателей, но также и для того, чтобы, напомнив читателю о
ней,
10
дать возможность ему самому проследить, как автор выходит за границы
гештальттеории, пытаясь понять реальные механизмы учебной и творческой
мыслительной деятельности.
Хотя первое издание этой книги было осуществлено Майклом
Вертгеймером — сыном Макса Вертгеймера — в 1945 г., то есть уже после
смерти отца, первые исследования мышления были проведены и опубликованы
еще в 20-е годы. Некоторые из них были известны Л. С. Выготскому. Мы
говорим об этом, чтобы оправдать необходимость сделать еще один экскурс —
на сей раз в область состояния психологии мышления в первые десятилетия
XX в.
Хорошо известно, что психология стала отпочковываться от философии и
выделяться в самостоятельную науку во второй половине XIX в. Первые
экспериментальные психологические исследования затрагивали преимущест-
венно процессы ощущения, восприятия, памяти. Мышление по-прежнему
оставалось преимущественно предметом философских размышлений и
Hosted by uCoz