логических исследований. Ассоциативная психология сконструировала
мыслительный процесс как ассоциацию образов и представлений, а в
остальном довольствовалась логическим описанием процесса. На этой
достаточно скудной основе стали конструироваться тесты измерения
интеллекта.
Выделение психологии из философии привело к тому, что она утратила
исходный культурный смысловой образ понятий «интеллект», «мышление»,
который складывался в философской традиции. И психология была еще доста-
точно далека от того, чтобы построить свой собственный смысловой образ этих
понятий. Нельзя сказать, что такие попытки не предпринимались. Они
предпринимаются и до настоящего времени.
Понятие «интеллект», как и многие другие понятия современной науки,
имело длительную историю. Оно является культурно-историческим и несет на
себе многочисленные наслоения и напластования, предшествовавшие его
современному употреблению. В этом сложность его определения, которая
зафиксирована в психологической науке. Таких определений слишком много
(свыше семидесяти), для того чтобы какое-либо выбранное из них оказалось
верным.
Эволюция понятия «интеллект» интересна и поучительна тем, что при
сохранности его смыслового образа
11
многократно видоизменялось его значение. Смысловой образ интеллекта задан,
видимо, Платоном. Согласно Платону, интеллект (нус) это то, что отличает
человеческую душу от животной. Нус надындивидуальное по природе
творческое начало, приобщающее человека к божественному миру. Аристотель
наряду с таким интеллектом допускает существование пассивного,
преходящего, смертного интеллекта. В дальнейшем ранг интеллекта как бы все
время понижается. Он начинает рассматриваться как способность человека к
познанию (врожденная или благоприобретенная). Функции интеллекта
операционализируются, становятся все более и более земными, чтобы не
сказать утилитарными. Делаются попытки низвести интеллект к частной
способности приспособления, к решению лишь практических задач. В
психологии начинается полоса измерений интеллекта как некоей операци-
онально-технической функции, и психологи, осознающие ограниченность, а
порой бессмысленность этих процедур, не без горечи определяют интеллект
как то, что измеряется с помощью тестов на интеллект (число таких тестов уже
|