Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 302 
Next page End  

данном контексте и отвечают его требованиям. И это становится основой для
осмысленного решения АB-задач.
Важны два момента: структурное значение частей и отчетливый характер их
внутренней связи с поставленной целью.
Вначале рассмотрим, чем вооружает детей усвоенный урок в отношении
структурного переноса на измененные ситуации? Будем говорить о проведении
этих трех линий как о «усвоении средств достижения цели». Для фигуры,
данной учителем (ситуация S1), средства т1 — проведение трех линий — ведут
к цели g. Ученики заучивают s1, m1, g.
На основании чего мы сможем в ситуации s2
найти соответствующие
средства т2, в s3
m3
и т. д.? Что обеспечивает структурный перенос m на
измененные ситуации?
Очевидно, следует различать возможные ответы. Объективно одни и те же
средства, m1, могут тем не менее выполнять различные функции: если мы
усвоили эти три операции только как простую сумму, не поняв внутренней,
структурной связи между именно этими m в данной ситуации и успешным
достижением цели, то мы овладели лишь рядом операций, которые могут быть
повторены и правильно применены в рутинных вариациях в результате какого-
то структурного переноса или слепого использования формулы. Задача может
быть решена, пока эти вариации в s допускают применение именно этих линий.
Но когда эти линии не соответствуют новой ситуации, мы
97
не находим в выученном материале основы для решения. Иными словами, если
смысл этих трех операций задается только формулировкой учителя (два
перпендикуляра из верхних углов, продолжение горизонтальной линии вправо)
, то тогда длины сторон и расстояния между ними могут меняться в пределах,
не выходящих за рамки рутинных ситуаций; однако в случаях, когда эти три
указанных общих средства неприменимы и требуется их изменение, усвоенный
материал не оказывает никакой помощи.
Напротив, когда понята суть процедуры, решение центрируется совершено
по-иному и возникающий в результате структурный перенос коренным
образом отличается от переноса первого типа. Если центром процедуры
является схватывание структуры — восполнение недостатка в фигуре за счет
другой части, — то и в новой ситуации следует искать нарушения и пытаться
их устранить. Соответственно, число, длина и место вспомогательных линий
могут изменяться в зависимости от особенностей новой ситуации ¹.
Hosted by uCoz