прошлом; но для нашей проблемы в первом приближении не существенно,
извлекается используемый материал из прошлого или из настоящего опыта.
Важна его природа и то, была ли понята структура, а также как это происходит.
Даже если бы все, в том числе и само понимание, объяснялось, в сущности,
повторением прошлого опыта надежда, которую питают некоторые
психологи, но которая, по моему мнению, является ложной или по крайней
мере необоснованной, или если бы мы подходили с точки зрения
упражнения даже к осмысленным структурам, то все равно было бы важно
рассмотреть и изучить описанное различие, поскольку оно является решающим
для существования структурно осмысленных процессов. В обычном языке
«приобрести опыт» означает для большинства людей нечто весьма отличное от
простого накопления внешних связей, аналогичных тем механическим связям,
которые возникали в
100
нашем последнем примере; имеется в виду, что приобретается нечто более
осмысленное.
Мы можем суммировать относящиеся к параллелограмму АB-вопросы
следующим образом: что касается того, какую роль играют данные s1, m1, g при
встрече с новой ситуацией, то решающим моментом является то, что именно
усваивается из учебного примера и другого прошлого опыта. Только по
осмысленной реакции на АB-вариации можно судить о том, какой опыт
приобрел испытуемый слепые связи или действительное понимание. К
этому надо добавить, что специфические особенности s1, m1,
g могут играть
большую или меньшую роль; в оптимальном случае приобретается
удивительная способность двигаться вперед, выявляя требования рассмат-
риваемой ситуации и действуя в соответствии с ними.
39. В таких процессах можно обнаружить довольно много операций
традиционной логики. Можно даже описать этот процесс как ряд
последовательных суждений. Но совокупность таких суждений не отражает
того, что в действительности происходит в ходе такого процесса. Многое
ускользает. Исчезает динамика, сама жизнь.
Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения. Она
концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага
доказательства. Время от времени в истории традиционной логики выска-
зывались намеки на то, как следует действовать, чтобы найти решение.
Характерно, что эти попытки сводились к следующему: «Найдите какие-
|