выяснить истинные причины заболевания, кроющиеся в бессознательном. Благодаря осознанию причин
подавленных влечений и потаенных комплексов, удается избавиться от душевной травмы. Трактуя
развитие личности, психоаналитическая теория делает акценты на роли ранних детских переживаний в
формировании взрослой личности и на том, что человек рождается с определенным количеством
сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через ряд определенных
стадий, от успешности прохождения которых зависит характер личности и ее адаптация к среде.
История мировой психологии включает множество концепций, которые невозможно изложить в
рамках данного учебника, но именно выше рассмотренные концепции заложили основы реальной связи
психологии с практикой обучения, лечения и труда.
Становление современной отечественной психологии связано с именами Сеченова, Бехтерева,
Павлова, заложившими физиологические основы изучения психики. Всемирное признание получили
работы Павлова, посвященные изучению условных рефлексов, механизмов высшей нервной
деятельности. Многие вопросы, имеющие существенное значение для современной психологии, такие
как теория темперамента, учение о взаимодействии полушарий и др., были впервые поставлены
Павловым. Однако в целом для подхода Павлова был характерен физиологический редукционизм,
который проявился в сведении психического к его физиологическим механизмам. Бехтерев,
сформулировавший концепцию психологии как науки, исходил из принципиальных положений теории
Сеченова. Основой его научной программы изучения психики явилось положение об объективности
психологического исследования и разносторонности изучения психики. При этом Бехтерев исходил из
сложной детерминации поведения личности условиями ее прошлой жизни, актуальными
обстоятельствами и наследственностью. Следовательно, для изучения поведения и личности в целом
необходим целостный подход с привлечением не только психологии, но и смежных наук. Под его
руководством развернулись работы по изучению одаренности, интересов детей, особенностей
трудновоспитуемых, профессиональных особенностей личности, работоспособности, влияния
патогенных факторов на мозговую деятельность и др. Фактически эти исследования носили
комплексный науковедческий характер.
Большой вклад в развитие психологии внес Выготский, разработавший культурно-историческую
концепцию; он писал: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека,
необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в
глубинах мозга, и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах
существования человека». Особое внимание Выготский уделял изучению высших психических
функций, мышлению и речи, рассматривая слово, знак как психологическое орудие, посредством
которого строится сознание. Разработка культурно-исторической концепции поставила вопрос о
двойной детерминации психического: природной и социальной. Дальнейшее развитие эта концепция
получила в работах Леонтьева об общественно-историческом развитии психики и концепции
деятельности, а также в работах Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, в
которых механизмы интериоризации (то есть перевода внешних действий во внутренний план)
рассматриваются в качестве основных механизмов формирования психического. Проблемы
детерминации психического нашли свое разрешение в трудах Рубинштейна, который выступает не
только как ученый, методолог, но и как один из организаторов Российской психологической науки.
Систему своих идей Рубинштейн изложил в фундаментальном труде «Основы общей психологии». Он
провел научный анализ деятельности, действий и операций в их отношениях к целям и мотивам. Им
разработаны методологические принципы, составившие основу отечественной психологии, такие как
принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности. Ананьев продолжил разработку
идей Бехтерева, под его
руководством были всесторонне изучены почти все виды ощущений,
восприятий и представлений, особенно зрение и осязание, он разрабатывал учение о сенсорной
организации человека. Ананьев заложил теоретические основы и реализовал на практике комплексное
изучение человека, им заложены основы возрастной психологии взрослых и проведены масштабные
лонгитюдинальные исследования, в которых получены уникальные данные о развитии взрослого
человека. Предметом психологии, с точки зрения Ананьева, является многоуровневая система
организации психики, взятая в связях с разными сторонами природы человека его структурой,
развитием и деятельностью.
Классификация психических явлений. Среди многообразных проявлений психики выделяют
психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Ковалев выдвинул
гипотезу о том, что психическое развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более
устойчивому. Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы. Сеченов
|