Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 541 
Next page End  

С работ Гальтона началось изучение индивидуальных различий и разработка тестов. Первые
тесты интеллекта были разработаны французским психологом Бине и заложили основы
психодиагностики. Психология постепенно обретала свой предмет и объективные методы исследования
в сочетании с количественным анализом результатов. На рубеже XX в. в психологии формируется
целый ряд школ и направлений, которые отражали расхождение позиций в определении предмета и
метода психологии. Остановимся кратко на некоторых из них.
Бихевиоризм. Это течение возникло в американской психологии под влиянием идей Бехтерева и
Павлова и в противовес интроспективной психологии сознания. Программной работой явилась статья
Уотсона «Психология, какой ее видит бихевиорист», опубликованная в 1913 г. С точки зрения Уотсона
психология должна изучать то, что доступно для объективного наблюдения, то есть поведение.
Психологи этого направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и
соответствующие им ответные реакции организма, главной формулой стала формула стимул —
реакция. То, что происходит в психике человека, не имело для них научного содержания, поэтому они
отвергали такие термины, как сознание, воля, восприятие — все это называлось «черным ящиком».
Единственным началом, определяющим активность организма, признавали внешнюю среду, стимул
извне. Основные опыты эти психологи проводили на животных, создавая хитроумные лабиринты и
«проблемные ящики» и наблюдая за поведением в них подопытных крыс и кошек. Эти опыты привели к
открытию законов научения. Большой заслугой ученых этого направления явилась разработка научных
моделей изучения психики, включение поведения в круг изучаемых психологией явлений.
Последователи бихевиористского направления попытались поставить под сомнение основной
постулат этой концепции. Так, Толмен ввел в формулу стимул — реакция среднее звено —
промежуточные переменные, под которыми понимал: ожидания, установки, знания. Эти
промежуточные переменные ориентируют животное в лабиринте. Свою теорию Толмен назвал
когнитивным бихевиоризмом. Халл ввел в формулу стимул — реакция потребность организма
(пищевую, сексуальную и т. п.). Если эта потребность удовлетворяется, происходит подкрепление
реакции и она закрепляется — организм обучается. Дальнейшую разработку концепция подкрепления
получила в работах Скиннера, он создал технику «оперантных реакций», которая нашла применение
впоследствии при обучении детей, лечении больных неврозами.
Гештальт-психология (от нем. Gestalt образ, конфигурация) зародилась в Германии в начале
XX в. Основу этого направления составили работы Вертгеймера, К¸лера, Коффки. Психологи этого
направления критиковали бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения.
Поведение — нечто большее, чем связь рефлексов, оно целостно. Качество целостного образования
(ситуации, сознания или образа восприятия) несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не
может быть выведено из него. Напротив, целое определяет качественные особенности элементов.
Ученые этой школы провели множество экспериментов по восприятию. В опытах на животных (курах)
они показали, что животное реагирует не на стимул сам по себе, а на определенное соотношение
стимулов, которое создает целостный образ — гештальт. Изучая интеллект обезьян, К¸лер показал, что
животное решает задачу не путем проб и ошибок, а мгновенным схватыванием
отношений между
предметами в наглядной ситуации. Эта реакция мгновенного решения задачи была названа инсайтом,
или озарением. Гештальт-психологи подчеркивали творческий характер мышления, они доказывали,
что решение творческих задач подчиняется особым принципам организации гештальта, а не правилам
формальной логики.
Психоанализ. Основоположником этого направления психологии является Фрейд. Если в
психологии Вундта предметом изучения являлось сознание, в психологии бихевиоризма — поведение,
то в психоанализе предметом изучения стали глубинные слои активности личности — ее
бессознательное. Психоаналитическая концепция родилась из медицинской практики Фрейда, который,
как врач, видел, что его пациенты страдали, но при этом никаких изменений в нервной системе
(морфологических) он не находил. Это заставило его предположить, что истинные причины болезни
скрыты от сознания, но именно они управляют поведением пациента. Так родилась концепция
трехчленной структуры психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознательного.
Психика организована в личностную структуру: Ид (Оно) — Эго (Я) — Суперэго (Сверх Я). Ид (Оно)
— бессознательное психическое, оно насыщено энергией влечений и инстинктов, в первую очередь —
сексуальной. Фрейд рассматривал Ид в качестве посредника между соматическими и психическими
процессами в организме. Эго — психика, связанная с внешним миром, управляет Ид, в соответствии с
требованиями реальности. Суперэго — система ценностей, социальных норм и этики. Используя
различные методики (психоаналитическая беседа, метод свободных ассоциаций и др.), врач стремится
Hosted by uCoz