познания мира обосновал и развил Локк. Его учение получило название сенсуализма, так как он
утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного
это «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. Главный механизм
психической деятельности ассоциации, то есть связи между отдельными представлениями и идеями.
Учение об ассоциациях получило широкое распространение и разрабатывалось в психологии вплоть до
начала XX в.
Французские философы и естествоиспытатели XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк
впервые разработали идеи о социальной детерминации психики человека, идеи, которые являются
важнейшим положением современной психологии.
В начале XIX в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для
формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и
физиологии нервной системы. Усилиями чешского исследователя Прохазки, француза Мажанди и
англичанина Белла были открыты сенсорные и моторные нервные пути и обрела реальные
материалистические основания идея Декарта о рефлекторной дуге. Широкую популярность завоевала
френология (от греч. phren душа) австрийского анатома Галля. Он выдвинул идею о том, что
способности заданы структурой мозга и по очертаниям черепа можно судить о развитии мозга и
способностях человека. Все эти исследования привлекли внимание ученых к изучению мозга и его роли
в психической деятельности. Появилось большое количество работ, посвященных изучению
локализации функций в головном мозге (Фритче и Гитциг открыли центры движений и
чувствительности, а Брока и Вернике моторный и сенсорный центры речи).
В этот же период активно разрабатывалась физиология органов чувств (Мюллер, Гельмгольц).
Большое значение имела концепция Дарвина, благодаря которой психическую жизнь стали
рассматривать как результат процесса эволюции.
Важное значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к
душевнобольным. До сих пор душевнобольной считался одержимым дьяволом и его не лечили, а
применяли к нему методы воздействия, которые можно сравнить с инквизицией (больного окунали в
ледяную воду, наносили сильные болевые раздражения, «усмиряли» при помощи специальных
приспособлений). Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить,
послужили началу сравнительных исследований психики в норме и патологии.
Таким образом, во второй половине XIX в. знания, накопленные в биологии, физиологии,
медицине, явились основой для создания научной психологии.
Основание научной психологии связано с проникновением в нее экспериментальных методов (до
того времени в психологии господствующим был метод интроспекции). В тот период появились
работы, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека (Вебер и его
книга «Об осязании»), в которых устанавливалось соотношение между силой внешнего стимула и
величиной ощущения. Впоследствии Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером
закономерности, появились работы Гельмгольца по психофизиологии органов чувств.
Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая
лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение
ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные
методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным
источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о
его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим. Неоценимый вклад в
разработку материалистических основ психологии внесли труды Сеченова. В 1863 г. вышла его работа
«Рефлексы головного мозга», в которой он рассматривает рефлекс как основной механизм психических
явлений: «Все психические явления по сути своей есть рефлексы ...», преодолевая дуализм Декарта.
Модель рефлекторной дуги он заменил моделью рефлекторного кольца, фактически разработав понятие
и механизм обратной связи и заложив тем самым основы теории саморегуляции поведения.
Первой психологической лабораторией в России была лаборатория, основанная Бехтеревым в
Казани. Бехтерев проделал колоссальную работу по созданию объективной психологии, положив в
основу своей концепции учение о сочетательных рефлексах, заложил основы медицинской, возрастной,
социальной психологии в России.
Конец XIX начало XX вв. ознаменованы бурным ростом экспериментальной и различных
отраслей прикладной психологии. В области экспериментальной психологии можно назвать
исследования памяти, проведенные Эббингаузом. Используя эксперимент и количественный анализ, он
открыл собственно психологические закономерности.
|