Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 541 
Next page End  

Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей)
на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции
личности в них, проблемы лидерства и подчинения. Важными проблемами социальной психологии
является исследование психологических механизмов формирования общественного мнения, проблемы
массовых коммуникаций. В последние годы в русле социально-психологических исследований стали
активно разрабатываться проблемы этических общностей, национальных традиций и стереотипов
поведения.
Юридическая психология отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и права.
Основные ее проблемы — исследование личности преступника, формирование мотивации
преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей. В юридической психологии
изучают также психологию жертвы, психологию свидетельских показаний, психологические аспекты
следствия.
Клиническая психология специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер
и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и
социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение
психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического
развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
(Подробнее см. раздел «Клиническая психология»).
Конечно, в этом коротком введении невозможно охарактеризовать все отрасли психологической
науки, тем более, что процесс дифференциации психологического знания продолжается и в последние
годы появились такие области, как политическая психология, экономическая психология,
организационная, психология менеджмента и т. п.
Основными тенденциями в развитии современной психологии являются: укрепление связей
психологии с другими науками (биологическими, медицинскими, социальными, техническими);
усиление практической направленности психологии, развитие ее прикладных отраслей, использование
наряду с диагностическими широкого диапазона психокоррекционных, поддерживающих,
терапевтических, развивающих методов и средств.
Становление психологической науки. Психология как наука имеет длительный период
становления и относительно короткую историю. Еще в древней Греции возникли первые попытки
объяснить психические явления. Эти представления рассматривали психику, душу как непременный
атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и
развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу
человека, его здоровье, успех. Этот взгляд на природу психики получил название анимизма (от лат.
anima — душа, дух). Дальнейшее развитие представлений о природе психики связано с именами
Демокрита и Платона. Демокрит явился родоначальником материалистических взглядов на психику.
Считая, что душа состоит из атомов, он обосновал идеи причинности и отсутствие беспричинных
явлений. Платон утверждал первичность идей и вторичность материального мира. Всякое познание есть
воспоминание души, считал он. Платон является родоначальником философии идеализма. Античные
ученые, философы, врачи высказывали мысли о связи психики и мозга, выдвигали идеи о зависимости
психики от окружающей среды, об устойчивых индивидуальных признаках психики человека (учение о
темпераменте).
Господствующая в средние века религия запрещала изучение человека. Несмотря на это, начиная
с XV в., на развитие психологической мысли огромное влияние стала оказывать механика, достигшая в
этот период своего расцвета. Одним из первых попытался применить законы механики к психике
животных и человека Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами, автоматами,
считая, что животное не обладает душой, а его поведение — лишь реакция на внешнее воздействие.
Позднее в учении Ламетри идеи машинообразности поведения животных были распространены на
человека. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Он считал, что рефлекторными
механизмами можно объяснить поведение животных и простейшие (машинообразные) акты
человеческого поведения. Сознание он рассматривал как замкнутое в себе и доступное лишь для
интроспекции (самонаблюдения) явление. Он противопоставил душу и тело: тело может только
двигаться, душа — только мыслить. Это учение получило название дуализма.
Попытку преодолеть дуализм Декарта и создать учение о человеке как целостном существе
предпринял Спиноза. Он полагал, что у человека существуют три главные побудительные силы:
влечение, радость, печаль, а из них выводится все многообразие эмоциональных состояний. Печаль
уменьшает способность тела к действию, радость увеличивает ее. Идеи чувственных источников
Hosted by uCoz