Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 541 
Next page End  

Биологическая эволюция привела человека к высшей ступени развития, когда решающим
фактором его развития становится общество. Именно жизнь человека в обществе определяет развитие
сознания человека. Это убедительно доказывают примеры так называемых «диких» детей, воспитанных
животными и не имеющих существенных признаков человеческого сознания. Дети с поражением
чувствительности (слепоглухонемые) без специального воспитания и обучения средствам общения
остаются существами, ведущими растительный образ жизни. Таким образом, сознание — это продукт
исторического, общественного развития.
Специфика психологии определяется тем, что она изучает человека не как исторический или
биологический вид, она изучает человека как личность. Главной задачей психологии является
целостное знание о человеке. В решении этой задачи встречаются естественные и общественные науки.
Герцен писал: «Психология — это последнее звено природы и первое звено истории».
Психология в системе современного человекознания занимает промежуточное положение,
находясь, по словам Константинова, «ровно посередине между естествознанием и обществознанием».
Такое положение психологии делает ее связующим звеном между этими науками, делает ее наукой,
которую, согласно точке зрения Пиаже, можно рассматривать не только как продукт всех других наук,
но и как возможный источник их развития. Синтезируя достижения общественных, естественных и
технических наук, психология выступает в роли одной из узловых научных дисциплин,
разрабатывающих проблемы человека.
Структура психологической науки и ее задачи. Современная психология находится в
состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре
появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким
образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин.
Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего
психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики,
разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями
психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую
теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают
общую теорию психологии.
Если в основу классификации отраслей психологии положить объект изучения, то можно
выделить следующие отрасли психологии.
Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе,
основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии
выделяются: психология
детства, психология подросткового периода, психология юности, психология
взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).
Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между
людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях,
мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с
возрастом, полом человека.
Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Она тесно
связана с возрастной и дифференциальной психологией, поскольку одной из важных ее задач является
индивидуализация обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями
обучаемых. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной
личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания,
формирования кругозора.
Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин,
приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь
обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить
затраты человеческого труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в
условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита времени или
информации.
Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее
динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические факторы эффективности
и качества труда. Психология труда выявляет профессионально важные качества личности по
отношению к разным профессиям, решает проблемы профессионального отбора и профессионального
обучения.
Hosted by uCoz