Биологическая эволюция привела человека к высшей ступени развития, когда решающим
фактором его развития становится общество. Именно жизнь человека в обществе определяет развитие
сознания человека. Это убедительно доказывают примеры так называемых «диких» детей, воспитанных
животными и не имеющих существенных признаков человеческого сознания. Дети с поражением
чувствительности (слепоглухонемые) без специального воспитания и обучения средствам общения
остаются существами, ведущими растительный образ жизни. Таким образом, сознание это продукт
исторического, общественного развития.
Специфика психологии определяется тем, что она изучает человека не как исторический или
биологический вид, она изучает человека как личность. Главной задачей психологии является
целостное знание о человеке. В решении этой задачи встречаются естественные и общественные науки.
Герцен писал: «Психология это последнее звено природы и первое звено истории».
Психология в системе современного человекознания занимает промежуточное положение,
находясь, по словам Константинова, «ровно посередине между естествознанием и обществознанием».
Такое положение психологии делает ее связующим звеном между этими науками, делает ее наукой,
которую, согласно точке зрения Пиаже, можно рассматривать не только как продукт всех других наук,
но и как возможный источник их развития. Синтезируя достижения общественных, естественных и
технических наук, психология выступает в роли одной из узловых научных дисциплин,
разрабатывающих проблемы человека.
Структура психологической науки и ее задачи. Современная психология находится в
состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре
появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким
образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин.
Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего
психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики,
разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями
психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую
теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают
общую теорию психологии.
Если в основу классификации отраслей психологии положить объект изучения, то можно
выделить следующие отрасли психологии.
Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе,
основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии
выделяются: психология
детства, психология подросткового периода, психология юности, психология
взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).
Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между
людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях,
мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с
возрастом, полом человека.
Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Она тесно
связана с возрастной и дифференциальной психологией, поскольку одной из важных ее задач является
индивидуализация обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями
обучаемых. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной
личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания,
формирования кругозора.
Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин,
приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь
обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить
затраты человеческого труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в
условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита времени или
информации.
Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее
динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические факторы эффективности
и качества труда. Психология труда выявляет профессионально важные качества личности по
отношению к разным профессиям, решает проблемы профессионального отбора и профессионального
обучения.
|