на несколько типов.
1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении
опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, должности, доходе, заработной плате
и т. п.
2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Имеются в виду вопросы
о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц.
3. Вопросы, выявляющие мнение о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения. Получение
достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом. Не секрет, что
возможно существенное различие между ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-
то ситуации, и его действительным поведением.
4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Здесь возможна оценка
интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике,, а также
самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его мнение сильным или слабым.
Все вопросы, используемые в интервью и анкетах, подразделяются на открытые (неструктурные)
и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении
формы, ни в отношении
содержания его ответов; вторые предлагают сделать выбор лишь из числа
указанных вариантов ответа. Имеется ряд правил, которые необходимо учитывать при формулировании
вопросов и определении их последовательности. Известно, что многие люди не хотят обсуждать в
интервью дискуссионные вопросы или отвечать на них в анкете, давать о себе информацию слишком
личного характера, выражать свои отношения, зная, что их могут не одобрять. Поэтому ответы на
вопросы, заданные в прямой форме, порой свидетельствуют о том, что опрашиваемые находят
приемлемым сказать в данной ситуации, а не о том, что они думают на самом деле. Кроме того, далеко
не все аспекты личного отношения опрашиваемого к какому-либо явлению всецело им осознаются.
Нередко опрашиваемый затрудняется с ответом при самостоятельном анализе своих установок,
желаний, настроений, мнений. В подобных случаях исследователю могут помочь косвенные приемы
получения информации, то есть такие, истинные цели которых замаскированы для опрашиваемого.
Имеются в виду специальные формы вопросов, различного рода тесты. Интервьюер должен стремиться
к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Главное условие
успешного интервьюирования создание дружеской атмосферы. При этом важно, чтобы интервьюер
постоянно сохранял нейтральную позицию в процессе интервью. Ему нельзя обнаруживать своего
собственного отношения к предмету исследования.
Что касается специфики заочного опроса (анкетирования), то к нему наиболее целесообразно
прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) выяснить отношения людей к острым дискуссионным
или интимным вопросам; б) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в
сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории.
Существует несколько способов проведения заочного опроса: а) рассылка анкетных бланков по почте;
б) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах, вместе с этими изданиями; в) вручение
анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства.
Выбор между методами интервью и анкеты зависит от уровня изученности проблематики, целей
исследования и его программы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных
рабочих гипотез. Метод интервью менее требователен в этом отношении. Он может быть эффективным
даже при недостаточно четко сформулированных гипотезах исследователя. Преимущество
нестандартизированного интервью получение более глубокой информации, гибкость опроса.
Недостаток сравнительная узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный опрос
путем анкеты дает репрезентативные (представительные) результаты, но в более узкой сфере проблем.
Сочетание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодотворных методик опроса, так
как она, наряду с охватом большого числа
опрашиваемых, в сравнительно короткий срок позволяет
получать материал и для глубокого анализа.
Анализ документов. Этот метод широко применяется в социальных исследованиях. В его основе
лежит соответствующее использование информации, которая представлена в каком-либо тексте
(рукописном или печатном), на фото или кинопленке, магнитной ленте и т. д.
В качестве объекта исследовательского анализа могут выступать как официальные, так и
неофициальные документы. Это деление обусловлено статусом источника документации. В первом
случае речь идет о материалах, полученных из официальных организаций. К ним относятся документы
государственных органов, хозяйственных и финансовых учреждений, данные государственной и
ведомственной статистики, материалы судебных дел, протоколы и решения тех или иных партий.
|