общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы
граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель,
пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права
и обязанности. Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые индивидом в своей семье и вообще
среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник ). Определенные права и обязанности выступают
в качестве регуляторов и в семейных отношениях.
Каждый человек обладает рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный
набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат,
друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в
обществе
всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная
взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях. Например,
позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача
подразумевает наличие позиции пациента. Имеется определенная взаимозависимость между
сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между индивидами,
вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между
продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о
наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений
индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.
В настоящее время имеется много определений понятия «социальная роль», и в его
интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Роль можно понимать как
нормативную систему действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальной позицией
(положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре
социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств.
Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а
выполнение роли студента другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на
особенности характеров тех или иных преподавателей и студентов.
Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно
подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли,
обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются гендерными.
Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом,
прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными
инструментами, а девочек готовить пищу и шить. Очевидно, что даже в современных странах с
развитой демократией, несмотря на социальное равенство полов, существуют ожидаемые наборы
образцов поведения, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют существенные различия.
Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается
познакомиться с понравившейся ему девушкой. Однако если бы подобную активность проявила
девушка, это было бы расценено (во всяком случае, многими представителями старшего поколения) как
отклонение от ожидаемых в обществе правил поведения. Гендерные роли предписывают также
определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока
различие между гендерными ролями еще более заметно. К достигнутым ролям относят те, которые
выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия,
доктора философии.
Следует отметить, что возможности достижения личностью какой-либо роли существенным
образом предопределены социальными условиями микросреды и макросреды, в которых находится
личность. Для одних индивидов эти возможности сравнительно широки, для других весьма
ограничены. Так, на острове Кижи в Карелии дети всех возрастов находятся в одном и том же классном
помещении во время школьных занятий. Учитель дает каждому индивидуальное задание. Вряд ли
выпускник такой школы при поступлении в вуз составит успешную конкуренцию своим сверстникам,
окончившим городские школы.
В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические и диффузные
роли. В специфических ролях взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей
(например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду,
парикмахер, подстригающий своих клиентов). Активность лиц, выполняющих диффузные роли,
наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует
буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы,
привычки. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные
|