1) наблюдении за поведением людей;
2) социально-психологическом эксперименте;
3) изучении различных сторон массовой коммуникации;
4) составлении программы исследования.
Глава 7. Социальная психология личности
Социальные роли личности. Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее
общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность
представляет собой своеобразный сплав биологического, психологического и социального. Это
постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического
периода, принадлежность личности к определенному социальному классу, слою, какой-либо
организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют характерные
образцы ее поведения. Как говорил Вольтер: «Каждый человек является созданием времени, в котором
он живет».
Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне.
Под макроуровнем подразумевается «широкая» социальная среда вплоть до уровня всей мировой
общественной системы, но в первую очередь следует отметить роль влияний того конкретного
общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть воздействия на личность
государства в целом и тех или иных его органов. Микроуровень это ближайшее социальное
окружение личности семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, то есть все люди, с которыми
непосредственно общается личность в ситуациях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты
различных воздействий макро- и микросреды на психику и поведение личности дают богатый материал
для социально-психологического анализа.
Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей
социальной среды, но и субъектом деятельности. Каждый из нас каким-либо образом влияет на других
людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду.
Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в демонстрациях или забастовках,
личность выступает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на преобразование
макросреды. Более того, личность является субъектом исторического процесса, ибо каждый человек
выступает в нем как действующее лицо. Социально-психологический подход
к личности требует
рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением. Прежде всего имеются в виду те социальные
группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того, чтобы лучше
понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой
теории личности.
Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра, высказывалась
еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н. э., часто сравнивал
человека с актером. Так, он заявлял: «Не забудь, ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную
автором. Коротка пьеса коротка и роль, длинна длинна и она. Даст он тебе роль нищего,
старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного
человека». Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила. Шекспир в пьесе «Как вам это
понравится» устами одного из своих героев говорил:
«Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль».
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е гг. XX века американские исследователи Мид и
Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась
какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой
позиции.
Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми,
человек в каждом из этих случаев обладает
той или иной позицией (статусом) местом в данной
конкретной системе социальных взаимосвязей. Так, на предприятии четко различаются официальные
позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальника цеха, мастера, рабочего. Многие позиции,
занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Можно выделить
|