выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся
условиям. Примером является бухгалтер, который систематически составляет, учитывая буквально
каждую копейку, бюджет своей семьи. Порой у следователей в такой степени развивается недоверие к
людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться им потенциальными
преступниками. В подобных случаях минимизируется ролевая дистанция между личностью и ее
профессиональной ролью. Последняя в известном смысле «завладевает» личностью, определяя ее
поведение и в других социальных ролях. Об этом свидетельствует, например, эксперимент Гомелаури, в
котором испытуемыми выступали прокуроры и адвокаты, то есть лица, выполняющие, в известном
смысле, противоположные профессиональные роли. Задача, поставленная перед ними, состояла в том,
чтобы оценить различные поступки (правонарушения) сначала с позиции роли, присущей самому
испытуемому, а затем противоположной. Обнаружилось, что некоторые испытуемые не принимали
заданий, заключающихся в оценке поступков с чуждых им позиций. Сложившиеся профессиональные
установки становились барьером для принятия новой роли даже в воображаемой ситуации.
Деформирующее влияние профессиональной роли на личность порой наблюдается у педагогов. Так,
Кон отмечает, что выработанная в школе дидактическая, поучающая манера многих учителей нередко
проявляется и в сфере их личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их
более понятными в процессе обучения детей, может порождать прямолинейность, негибкость
мышления учителей.
Проблема «профессиональной деформации» мало изучена, хотя представляет значительный
интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Исследования этого феномена должны проводиться
на стыке психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку закономерно возникает вопрос
о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью «деформирующим»
воздействиям профессиональной роли.
Влияние социальных норм на личность. Давно замечено, что личность, будучи членом тех или
иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов,
существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями
групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в
социальных нормах. Нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся
непосредственному наблюдению, но и на такие порой нелегко распознаваемые психические явления,
как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и
фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем часто человек даже не осознает, что,
поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые
нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной
группы, но и при взаимодействии члена группы с представителями других социальных групп.
Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают:
а) как средство ориентации поведения каждой личности в определенной ситуации;
б) как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности
людей.
Те или иные социальные нормы присущи всяким группам большим (социальные слои,
этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог Аргайл выделяет
следующие виды норм в малых группах.
1. Нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в
производственной бригаде).
2. Нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других,
предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений.
3. Нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов групп
принимаются, мнения других членов сверяются с ними, а не с реальностью, что может быть более
трудным для группы).
Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам
общества в целом. Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он
получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах
поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции
собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в
ответ на свое поведение.
Групповые нормы предусматривают позитивные санкции (похвала, моральные и материальные
вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от
|