данных норм. Здесь могут использоваться различные невербальные знаки неодобрения, устные
замечания, угрозы, бойкот, а порой и исключение из группы. Таким образом индивид включается в
процесс социализации, привыкая следовать нормам и малых, и больших групп, а также всего общества
в целом. Если говорить о норме, то именно в малых группах (в семье, в воспитательных и учебных
заведениях, в товарищеских компаниях) индивид усваивает культурные ценности своего общества и
все, что с ними связано, как на вербальном, так и на поведенческом уровнях.
Любая формальная организация имеет свод некоторых правил, регламентирующих ее
деятельность и поведение ее членов. Эти правила представляют собой определенные социальные нормы
предписанного и приемлемого поведения. Такие нормы бывают часто систематизированы в письменном
виде. Вступление человека в официальную организацию обычно предусматривает процедуру его
ознакомления с этими правилами и необходимость выражения его согласия с ними. Возможно,
например, требование, чтобы вступающий в организацию подписал соответствующий документ.
Нормы, возникающие в официальной организации на неформальном уровне или нормы неформальных
групп редко фиксируются таким образом. Однако от этого их воздействие на личность не становится
менее существенным.
Боязнь вызвать неодобрение со стороны членов своей производственной группы является
значимым регулятором поведения личности. Неформальные групповые нормы могут влиять на
поведение члена группы больше, чем официальные регламентации.
В основе формирования групповых норм лежит взаимодействие членов группы. Первым, кто
экспериментально показал это, был американский психолог Шериф. Для исследования он использовал
явление «аутокинетического эффекта», который состоит в следующем. Если человеку, помещенному в
темную комнату, экспонировать неподвижную светящуюся точку, то она будет казаться ему
движущейся. Воспринимаемые отклонения от фиксированного положения данной точки подвержены
широким индивидуальным различиям. Такое явное перемещение вызывается тем обстоятельством, что
наши глаза никогда не бывают полностью неподвижными, они производят мелкие, но непрерывные
перемещения. На первой стадии эксперимента Шериф много раз помещал каждого из испытуемых
поодиночке в темную комнату со светящейся точкой и просил его отметить направление и степень ее
перемещения. В последующих сериях эксперимента все испытуемые помещались вместе в той же самой
комнате и вслух отмечали положение данной точки. В групповом эксперименте обнаружилась
тенденция к конвергенции показаний испытуемых о положении светящейся точки. Иначе говоря, в
группе им всем казалось, что эта точка находится примерно в одном и том же месте. Таким образом
Шериф показал, как постепенно на основе взаимодействия членов группы формировалась групповая
норма относительно положения данной точки. Однако его эксперимент на этом еще не был закончен. В
последней серии эксперимента Шериф помещал испытуемых опять поодиночке в той же самой комнате
с той же самой светящейся точкой. Оказалось, что испытуемые в большей степени придерживаются
сложившейся групповой нормы, чем своих индивидуальных показаний, данных на первой стадии
эксперимента. Таким образом, здесь групповые нормы выступали как стимулы, регулирующие действия
испытуемых как членов определенной группы.
Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как
конформность.
Под конформностью понимается подчинение личности групповому давлению. Это
проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями
членов группы. Обратимся в качестве примера к данным широко известных экспериментов, которые
провел Аш. Испытуемые (студенты колледжа), разбитые на группы от 7 до 9 человек, получили
следующие инструкции: «Задача, которую вам предстоит выполнять, заключается в различении длины
линий. Перед вами пара белых карточек. На левой из них имеется единственная линия, на правой три
линии различной длины. Они пронумерованы по порядку: 1, 2 и 3. Одна из этих трех линий справа
равна эталонной линии слева. Вы должны определить в каждом случае, какая из них равна эталонной.
Будет 12 таких сравнений. Так как число линий невелико и группа небольшая, я прошу каждого из вас
по очереди высказывать свое суждение, которое я тут же буду фиксировать. Пожалуйста, будьте
аккуратны, насколько возможно. Давайте начнем справа и продолжим налево». Существенная
особенность этого эксперимента состоит в том, что он проводится с подставной группой. До начала
указанных действий по оценке длины линии экспериментатор договаривается с испытуемыми (за
исключением одного в каждой группе) давать один и тот же определенный, но неправильный ответ.
При этом испытуемых рассаживают таким образом, чтобы очередь до «наивного субъекта» (по
терминологии Аша) дошла к концу опроса. Ему приходится давать свои оценки после того, как он
услышал оценки большинства членов группы. Длина линий, выбранных для оценки, существенно
|