отличалась от длины эталона. Так, одна из них была примерно на одну треть короче эталонной. Тем не
менее, по данным Аша, 37% «наивных субъектов» давали неправильный ответ о длине линий, точно
следуя за оценками большинства подставной группы. Испытуемые в контрольной группе, которые
давали оценки длины линий поодиночке, никогда не делали ошибок. Эксперименты с использованием
подобной методики проводил у нас Сопиков. Испытуемые (школьники от 7 до 18 лет) были разделены
на группы по семь человек в каждой, включая «наивного субъекта». Обнаружилась примерно та же
картина, что и в экспериментах Аша. Около трети «наивных субъектов» продемонстрировали свою
подверженность групповому давлению. При этом девочки оказались на 10% конформнее мальчиков. С
возрастом степень конформности уменьшалась и становилась постоянной к 1516 годам.
Отечественные и зарубежные психологи получили немало интересных экспериментальных
данных при изучении конформных реакций личности. Установлено, что степень конформности зависит
от воспринимаемого индивидом престижа группы, степени неопределенности суждений, которые
должны быть даны, величины группы. Имеют значение также индивидуальные свойства личности, ее
психическое состояние в данный момент. Выделены два типа конформности
уступчивость и
интернализация.
Под уступчивостью имеют в виду податливость индивида, который демонстрирует внешнее
согласие с мнением группы, большинства при внутреннем несогласии.
Ученый, сверстник Галилея,
Был Галилея не глупее,
Он знал, что вертится Земля,
Но у него была семья.
Е. Евтушенко
Так слова поэта иллюстрируют явление «внешней» конформности. Да и сам Галилей был
вынужден сначала отречься от своих взглядов на суде инквизиции, а затем, как гласит предание, уже
оказавшись на свободе, заявил: «И все-таки она вертится!»
Более глубоким уровнем конформности является интернализация. В этом случае индивид
принимает на веру мнение группы, действительно соглашается с ним и полностью его разделяет в
последующих ситуациях. Индивид в такой степени попадает под влияние группы, что ее социальные
нормы становятся его личными нормами. Мнение группы (внешнее) становится собственным мнением
индивида. Иногда это явление называют «внутренней», или «истинной» конформностью.
Имеющийся опыт говорит о том, что конформность присуща всем людям. В противном случае
человеческое общество вообще и различные формы его жизнедеятельности просто не могли бы
существовать. Даже в тех случаях, когда индивид проявляет негативизм по отношению к нормам
большинства, это может свидетельствовать лишь о его ориентации на нормы какой-либо другой группы
лиц.
Референтные группы и личность. В течение жизни личность испытывает разнообразные
воздействия со стороны различных групп, в состав которых она входит. Одни группы существенно
влияют на личность во многих ее проявлениях, другие незначительно и лишь в отдельных чертах.
Сила влияния группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех
случаях, когда группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется
группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени. Социальные ценности и нормы
референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой
может даже и не входить в состав данной группы. Это явление хорошо описано Мольером в комедии
«Мещанин во дворянстве». Ее герой Журден, принадлежа к мещанскому сословию, хочет во всем
походить на дворянина. Поэтому он заказывает платья, какие носят дворяне, нанимает учителей танцев,
фехтования и даже философии, чтобы во всем приобщиться к дворянству. С полным основанием можно
сказать, что для мещанина Журдена референтной группой является дворянское сословие. Подросток,
которого не принимают в очень значимую для него более взрослую компанию товарищей старшего
брата, может ориентироваться на групповые нормы данной компании, копировать какие-то элементы
одежды, формы поведения, лексику членов своей референтной группы. В социально-психологической
литературе подобное явление обозначается специальным термином «предвосхищающая» социализация.
Имеются в виду усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании
получения доступа в группу с более высоким социальным статусом.
В литературе выделяется несколько типов референтных групп. Нормативные группы
ценности и нормы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их
расположение. Эти группы дают индивиду руководство к действию и ожидают от него
|