соответствующего подчинения. К нормативным группам можно отнести семью, религиозную или
национальную общность. Часто такими группами являются для
индивида товарищеские компании,
профессиональные или политические объединения. Сравнительные группы
в которые индивид не
хочет входить или получить их расположение, но использует их как основу для оценки своего статуса
или поведения. Так, индивид может обращаться к таким референтным группам для сравнения своих
действий с действиями других людей, для определения степени законности своих действий,
сопоставления своих успехов в тех или иных областях. Например, исследователи в сфере
организационной психологии используют понятие «социальной нормы» заработной платы, то есть
такой ее уровень, который работник считает для себя «нормальным», соответствующим его трудовому
вкладу. Формирование этой «нормы» есть результат влияния соответствующей социально-
профессиональной референтной группы. Как для рабочих, так и для служащих характерно
сопоставление своей заработной платы с заработной платой других лиц соответствующей
профессиональной группы и данного иерархического уровня в организации. Чем выше квалификация и
образование работника, тем шире референтная группа при сравнении. Наряду с указанными выше,
возможны также негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид
находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида.
Так, отдельные люди могут избегать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них
с социальными группами, недостойными уважения. Обычно каждый человек имеет не одну, а несколько
референтных групп. В одной ситуации он ориентируется на ценности и нормы одной группы, в другой
ситуации на другую группу и т. д. Для того, чтобы лучше понять истоки тех или иных установок
личности, причины ее поведения, необходимо знать, какие группы являются для данной личности
референтными. Важность референтных групп как своеобразного «оплота» установок личности прямо
или косвенно признается всеми, кто хочет радикально изменить эти установки. В таких случаях часто
прибегают к физической и психологической изоляции индивидов от соответствующих референтных
групп. Именно так делается в религиозных сектах кришнаитов и мунистов, где потенциальных
новообращенных лиц ставят в условия подобной изоляции.
Порой референтность (эталонность) двух различных по своим нормам и традициям групп для
одной и той же личности может приводить ее в положение маргинальности. Оно характеризуется
одновременным пребыванием личности внутри определенной социальной группы и вне ее. Отсюда
термин «маргинальная
личность» (буквально: личность, находящаяся на краю). Примером является
чеченец, окончивший вуз в Москве и давно живущий в столице, или африканец, получивший
образование в одной из европейских стран и работающий там же. Такие люди подвержены сильному
влиянию двух различных, во многом антагонистических культур. Нередко они стремятся принадлежать
к обеим этническим группам, но полностью не принимаются ни одной. Это может приводить
маргинальную личность к серьезным межролевым конфликтам, негативно влияющим на ее психику.
При благоприятном развитии национальных взаимоотношений маргинальные люди служат, по
замечанию Кона, своеобразным мостом между разными этническими группами и их культурами.
Понятие маргинальности используется не только в межэтническом плане. И мастер на
промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в большой город, и замужняя женщина,
профессионал высокого класса на своей работе это также маргинальные личности со всеми
присущими им проблемами.
Социальная мотивация. Поведение личности в каждом конкретном случае имеет свои
причины. То, что побуждает личность действовать именно так, а не иначе, представляет собой
мотивацию ее деятельности. Выявление мотивов деятельности людей чрезвычайно трудная задача.
Во-первых, потому что сложные виды активности личности (например, трудовая) вызваны к жизни не
одним, а несколькими факторами (потребностями). Во-вторых, потому, что мотивы могут быть не
только осознанными, но и неосознанными. Обсуждая социальную мотивацию, следует подчеркнуть, что
в ее основе лежат не врожденные, а приобретенные потребности. Они формируются в результате
воспитания, обучения, воздействия на индивида других людей и групп. Конечно, биологические основы
человека могут проявляться и в социальной мотивации. Так, стремление какого-либо человека к
социальному доминированию имеет определенное, хотя и поверхностное, сходство с удовлетворением
врожденных потребностей некоторых животных. Однако, в конечном итоге, огромное влияние
социальных и культурных факторов на мотивацию человеческой личности неоспоримо. Имеется ряд
экспериментальных данных, показывающих различное мотивационное значение некоторых воздействий
для различных культурных групп.
Представители многих психологических школ интересуются социальными мотивами прежде
|