всего потому, что такие мотивы на практике являются, вероятно, самыми мощными силами,
управляющими поведением человека. Именно социальные мотивы побуждают нас достигать
определенного социального статуса, носить модную одежду и действовать таким образом, чтобы
получать одобрение со стороны своей социальной группы, соответствовать требованиям общественной
морали.
Как отмечалось выше, люди в различных социальных группах, а также в обществе в целом,
находясь во взаимозависимости друг с другом, выполняют те или иные социальные роли. При этом они
различным образом оценивают позиции (статусы), которыми обладают. Данная оценка подразумевает
сравнение своей собственной социальной роли со всеми другими. Одни члены общества
воспринимаются как обладающие примерно равным статусом, другие более высоким, некоторые
сравнительно низким. Человеку, как члену общества, присущ такой сильный социальный мотив, как
переход в более высокий социальный слой. Люди в обществе стремятся к повышению своего
социального статуса, поскольку это дает более высокий общественный престиж и уровень дохода. Так,
нередко медсестра хочет получить диплом врача, ассистент кафедры в вузе стать профессором,
рядовой служащий фирмы управляющим. Безусловно, сила и характер потребностей, лежащих в
основе мотивации повышения своего социального статуса, будут различны у разных людей, например,
у двух юношей, один из которых вырос в крестьянской семье в Рязанской области, а другой является
сыном крупного московского предпринимателя. Каждый из них будет по-разному понимать повышение
своего социального статуса, и их станут удовлетворять совершенно различные достижения на своем
жизненном пути.
Социальные мотивы людей могут иметь либо конкретный (соперничающий), либо
кооперативный (сотрудничающий) характер. Тот или иной социальный статус обычно обретается
посредством конкуренции или кооперации. Согласно экспериментальным данным (было сопоставлено
поведение обезьян и маленьких детей) кооперация невозможна без соответствующего развития речи.
К социальным мотивам относят также конформность личности, ее стремление соответствовать
неким образцам, принятым в определенной группе или данном обществе. Следование моде в одежде,
прическе, даже образе жизни также представляет собой важный социальный мотив человеческого
поведения. Далеко не всякий из нас согласится с тем, чтобы окружающие считали его «старомодным».
Молодежь особенно склонна подражать своим кумирам, в роли которых могут выступать как реальные
люди популярные актеры, певцы, политики, так и герои фильмов, спектаклей, книг.
Среди важнейших социальных мотивов необходимо выделить подчинение авторитету.
Повиновение официальной власти является неотъемлемой характеристикой любого общества, и его
социальные институты функционируют именно благодаря соответствующей мотивации большинства
людей. Обычно мы признаем необходимость легитимной (законной) власти и считаем себя обязанными
ей подчиняться. Это происходит нередко даже в тех случаях, когда требования власти не соответствуют
убеждениям и ценностям людей, противоречат им. Так, следуя приказу директора предприятия,
работники
выпускают в реку ядовитые отходы производства. Помощники политического деятеля,
руководствуясь его распоряжениями, используют «грязные технологии», чтобы дискредитировать
соперника. Когда такие случаи становятся известными общественности, то исполнители обычно
проявляют стремление снять с себя вину полностью или, по крайней мере, частично, делая акцент на
том, что они лишь следовали приказу свыше.
Стремление личности к подчинению авторитету объясняется, как считает Милграм, огромным
значением социализации подчинения. Напомним, что социализацией называется процесс, в ходе
которого индивид усваивает определенный социальный опыт и адаптируется к своему социальному
окружению. С раннего детства в течение всей жизни человека учат подчиняться власти и
вознаграждают за такое поведение. Подчинение становится бесспорной действующей нормой в
учреждениях и социальных институтах вообще: в военной, медицинской, правовой, образовательной,
религиозной, индустриальной и других сферах. Успешный результат действий личности в самых
различных обстоятельствах часто является следствием мотивации подчинения авторитету, независимо
от того, идет ли речь о школьных оценках, здоровье, продвижении по службе, медалях за боевые
заслуги, признании и т. д. Таким образом, в ходе своей жизни человек учится ценить подчинение, даже
если это порой бывает не очень приятно.
Вопрос об основных социальных мотивах человека является открытым, и каждый из
исследователей по-своему подходит к его рассмотрению. Выше уже освещалась теория «иерархии
мотивов» Маслоу, который выделял потребности по степени их приоритета для личности. К числу
социальных Маслоу относил потребности в принадлежности и любви, в уважении и самоуважении, в
|