подчеркивается вероятностный характер психической деятельности, в соответствии с этим важную
черту современной методологии психологического исследования составляет единство
детерминистического и вероятностного подходов. Психика человека развивается и формируется в
процессе деятельности, поэтому одним из принципов изучения психического является изучение
психических явлений в процессе человеческой деятельности. Другим важнейшим принципом является
принцип, введенный в психологию Блонским и заключающийся в необходимости изучения всех
психических феноменов в развитии филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом
и индивидуальном.
Учитывая высокую степень интеграции, целостности психического весьма продуктивным
является антропологический принцип,
введенный Ананьевым. Суть антропологического принципа
заключается в комплексном изучении человека с одновременным измерением большого числа
разноуровневых характеристик (морфологических, физиологических, психологических, социальных) и
диагностической ориентации психологического исследования.
Одной из главнейших особенностей современной психологии является применение системно-
структурного подхода. Суть этого подхода заключается в том, что человек (индивид, личность,
индивидуальность) рассматривается не как совокупность отдельных психических процессов, свойств,
состояний, а как целостное образование, включающее в себя множество характеристик и элементов,
объединенных определенными связями.
В психологии складывается система методов, охватывающих весь цикл научного исследования
человека и включающая организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа
научных данных, интерпретационные методы (Ананьев).
Организационные методы (к ним относятся сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный)
действуют на протяжении всего исследования. Сравнительный метод видоизменяется в разных
психологических дисциплинах и выступает как сравнение психических особенностей на разных
ступенях эволюции (в зоопсихологии). Сравнительный метод, как общий метод организации
исследования, широко применяется в общей психологии (сопоставление различных контингентов
испытуемых); в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп,
демографических, этнографических, социокультурных и других групп); в патопсихологии (сравнение
больных со здоровыми, людей с дефектами сенсорными, моторными, интеллектуальными, с
нормально видящими, слышащими и т. п.). В возрастной психологии сравнительный метод выступает в
виде метода «возрастных» или «поперечных» срезов.
Метод поперечных срезов позволяет сравнивать психическое развитие индивидов разного
возраста. Этот метод имеет значение при решении психодиагностических задач, задач установления
возрастной нормы и возрастных синдромов. Недостатком метода поперечных срезов является
уравнивание всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут
оказаться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с
разной скоростью и различным путем.
Отличительным признаком лонгитюдинального метода является проведение исследований на
одних и тех же испытуемых или группах испытуемых в ходе их онтогенетического развития, то есть в
многократном, регулярном и систематическом наблюдении и изучении. Лонгитюдинальный метод
сложнее метода поперечных срезов, он более индивидуализирован и устраняет такой серьезный
недостаток метода поперечных срезов, как уравнение всех индивидов данного возраста. Достоинством
лонгитюдинального метода является возможность прогноза психического развития.
Комплексный метод предполагает изучение основных компонентов целостной структуры
человека в их взаимосвязях и изучение связей отдельных показателей с целостной организацией
человеческой индивидуальности.
Эмпирические способы добывания научных данных составляют самую обширную группу
методов. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы),
экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-
педагогический), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные),
анкеты, социометрия, интервью, беседы; анализ процессов и продуктов деятельности (хронометраж,
циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе
ученических), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое,
кибернетическое), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути,
документов, свидетельств). Применение отдельных методов или их сочетание зависит от задач и
объекта исследования, а также от того, каким организационным методом (сравнительным,
|