лонгитюдинальным, комплексным) пользуется исследователь.
Наблюдение целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков человека
в естественных для него условиях. Для того, чтобы наблюдение было объективным, оно должно
отвечать ряду требований:
1) естественность условий;
2) незаметность наблюдения для людей, за которыми оно ведется (для этого используется
скрытое наблюдение при помощи специальной техники
или исследователь сам становится членом
группы и включается в процесс ее деятельности включенное наблюдение);
3) целенаправленность, то есть должны быть четко определены цели и задачи, психические
проявления, которые подлежат наблюдению.
В соответствии с целями и задачами, наблюдение может быть сплошным (фиксируются все
проявления психики) или выборочным (фиксируются только отдельные проявления, например, только
эмоциональные). В наблюдении важное значение имеет фиксация результатов, она может
осуществляться при помощи специальных записей протоколов, стенограмм, но в настоящее время
наибольшее значение имеет специальная аппаратура: теле-аудиозапись, киносъемка скрытой камерой и
т. п. Наблюдение требует значительных затрат времени, исследователь находится в пассивной позиции,
он вынужден ждать, когда наступит интересующее его явление. На результаты наблюдения могут
повлиять установки, интересы исследователя.
Учитывая эти недостатки, наблюдение используется, в первую очередь, в тех случаях, когда
требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, когда необходимо получить
целостную картину. Часто оно используется на начальных этапах исследования, а затем дополняется
другими методами исследования.
Самонаблюдение как реальный процесс всегда присутствует в психологическом исследовании и
может выступать в виде самоотчета испытуемого о своих мыслях, ходе решения задачи, переживаниях
и т. п. Особое значение имеет самонаблюдение при изучении динамики сознания, при описании
самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний,
мотивов поведения. Большое значение имеют приемы и данные опосредованного самонаблюдения,
представленные в виде дневников, автобиографических материалов, переписки. В медицинской
практике всегда используется материал субъективного анамнеза, сопоставляемого с данными
клинического и лабораторного исследования (объективного анамнеза). Необходимо отметить, что сама
возможность самонаблюдения и его адекватность зависят от уровня самоанализа, являющегося
показателем психического развития человека.
Экспериментальные методы являются ведущими в психологии, как и в любой науке, так как в
эксперименте исследователь сам вызывает интересующее его явление и может активно воздействовать
на него; может варьировать условия и выявлять на этой основе причины психических явлений. В
эксперименте имеется возможность неоднократно повторять и воспроизводить условия и результаты,
что позволяет накапливать количественные данные и делать выводы о типичности, закономерности или
случайности изучаемых явлений. Основная задача эксперимента в психологии заключается в том, чтобы
сделать доступными для наблюдения и изучения существенные особенности внутренних психических
явлений.
Первой формой экспериментального метода в психологии явился лабораторный эксперимент.
Классическими видами лабораторного эксперимента являются методы сенсомоторных реакций
(простой двигательной, реакции выбора), психофизические методы (определение порогов и динамики
чувствительности). В экспериментальной психологии накоплено большое количество
психометрических методов исследования мнемических, перцептивных, аттенционных и других
процессов.
Достоинством экспериментального метода является возможность управления экспериментом.
При аппаратурном эксперименте используется оборудование, позволяющее строго фиксировать
особенности внешних воздействий и соответствующие ответы испытуемых. Кроме того, возможно
применение аппаратуры, регистрирующей психические, вегетативные и другие физиологические
проявления (ЭЭГ, ЭКГ и пр.). К числу недостатков экспериментального метода можно отнести
непривычные для человека, неестественные условия, что изменяет характер протекания психических
процессов, может влиять на психическое состояние, вызывая тревогу, страх.
В естественном эксперименте,
в отличие от лабораторного, сохраняется содержание обычной
деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление.
Естественный эксперимент был впервые разработан Лазурским и применен для изучения личности
|