Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 541 
Next page End  

располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации затрудняют общение.
Известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой, специфический язык, широко
используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает
специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой, — использование ими
элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных
групп отрицательно сказывается на их взаимопонимании.
Эффективность общения зависит от многих социально-психологических факторов,
сопутствующих процессу передачи и восприятия информации. Эти факторы являются предметом
исследования в отечественной и зарубежной социальной психологии. Рассматриваются, например,
особенности социальных ролей участников общения, престижность коммуникаторов, социальные
установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов. Имеются
экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые
характеристики
участников общения существенно влияют на процессы передачи и восприятия
информации.
Успешному межличностному общению могут препятствовать различные помехи. Иногда
отправитель информации неправильно ее кодирует, например, выражает свое сообщение
несоответствующими словами. В данном случае можно считать, что не решается семантическая
проблема коммуникации. Так, порой то или иное неосторожное слово или необдуманная фраза могут
болезненно задеть адресата коммуникации и вызвать у него острую эмоциональную реакцию
возражения и противодействия. Ситуация может превратиться в конфликтную. Нередко коммуникатору
потом еще долго приходится убеждать адресата коммуникации в том, что тот его неправильно понял,
что он не хотел его обидеть, что имел в виду совсем не то, о чем подумал получатель информации, и т.
д.
Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, из-за чего информация
поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, когда информация проходит через
большое число лиц или иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в
устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, что
человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно интерпретировать.
Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути
межличностных коммуникаций (Роджерс, Ротлисбергер). Главным барьером называют тенденцию к
преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того, чтобы в процессе
обмена мнениями сохранять нейтральную позицию. К возможным барьерам, препятствующим
эффективному общению, относят различия в образовании, опыте, мотивации и другие.
В процессе передачи информации используются различные знаковые системы. На этом
основании обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникации.
При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно,
письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь,
хотя бы по той причине, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении.
Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или
предложениями. В такой речи люди используют еще и паралингвистические средства, которые также
могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также
вокализация — смех, плач, зевота, вздохи. Например, если кто-то со смехом говорит нам: «Пошел вон
отсюда!», совсем не вкладывая буквальный смысл в свои слова, то мы понимаем подтекст этой фразы.
Или, если человек увеличивает темп своей речи, то этим он хочет сообщить нам о своем беспокойстве
или волнении. Таким образом, существует огромное разнообразие различных лингвистических и
паралингвистических форм передачи информации. Однако наряду с вербальными формами
коммуникации люди используют и невербальные формы, которые иногда поддерживают вербальные
сообщения, а иногда и противоречат им. Порой невербальные формы коммуникации даже превосходят
по своей действенности вербальные формы. Невербальная коммуникация подразумевает передачу
информации без использования языка слов. При этом мы получаем информацию посредством зрения,
фиксируя такие выразительные элементы поведения, как лицевую экспрессию, жесты, позу, мимику,
внешний вид в целом.
Невербальное общение. Визуальный контакт. Нередко, глядя на человека, мы устанавливаем с
ним визуальный контакт. Такой контакт является одной из форм невербальной коммуникации.
Посредством визуального контакта можно получить некоторую информацию о другом человеке.
Прежде всего, его взгляд может выражать интерес к данной ситуации или же, наоборот, его отсутствие.
Hosted by uCoz