Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 541 
Next page End  

совместная деятельность людей неотделима от их общения. В основе общения лежит коммуникативный
процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации
данными лицами. В любом единичном акте передачи и восприятия информации необходимы, как
минимум, два человека — отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант или
адресат).
Подходя к проблематике общения с точки зрения теории информации, можно выделить в
соответствии с работами классиков этой теории Шеннона и Уивера три следующие проблемы
коммуникаций (передачи — приема информации).
1. Техническая проблема. Насколько точно могут быть переданы символы коммуникации?
2. Семантическая проблема. Насколько точно переданные символы выражают желаемый смысл?
3. Проблема эффективности. Насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в
желаемом направлении?
Все эти проблемы тесно связаны между собой. Так, технические помехи какого-либо
передающего устройства или неточность используемых понятий могут уменьшать степень
эффективности той или иной коммуникации. При научном анализе коммуникаций обычно исходят из
модели Шеннона, в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы
коммуникационной цепи:
1) источник информации (ее отправитель, коммуникатор);
2) передатчик;
3) приемник;
4) получатель информации (коммуникант, адресат коммуникации).
В роли отправителя информации может выступать любой индивид, имеющий намерение что-
либо сообщить другому лицу или группе лиц, а также повлиять на них соответствующим образом.
Отправитель информации зачастую является в то же самое время и источником информации, однако
эти две роли не следует полностью отождествлять. Например, когда на лекции преподаватель
рассказывает об исследованиях других ученых, то он выступает скорее как коммуникатор, а не как
источник данной информации.
Та или иная информация кодируется ее отправителем на основе системы знаков для передачи
адресату коммуникации. Преобразование информации в сигналы производится коммуникатором
посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например,
голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электрическое табло).
Коммуникатор может сказать или написать что-либо, продемонстрировать схему или чертеж, наконец,
выразить свою мысль мимикой и жестами. Таким образом, при передаче информации всегда
используется ряд определенных знаков.
Сигналы коммуникатора поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет
собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного
сообщения. Коммуникационную цепь замыкает получатель (адресат) информации — лицо, которое
воспринимает и интерпретирует эту информацию.
Весь путь прохождения информации, от ее отправителя до получателя, называется каналом
коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Необходимо отличать каналы
от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают
письменные документы, телефон, радио, телевидение и т. д. Передача информации может быть
осуществлена и непосредственным образом, когда участники коммуникации взаимодействуют лицом к
лицу на основе устной речи или используя невербальные знаки.
Роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и
пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность,
чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель
могут меняться своими ролями в ходе общения. Одна из первейших проблем, с которой встречается
каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание адресата информации к
предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные характеристики коммуникации,
позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него
данного сообщения. Поэтому коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений,
которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентаций.
Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность
«тезаурусов» отправителя информации и адресата. В переводе с древнегреческого «тезаурус» означает
сокровище. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой
Hosted by uCoz