соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На
основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между
участниками данной социальной ситуации.
Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо
демонстрирует следующий эксперимент Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено
письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними. В
первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами
что-то и, сказав: «Простите», закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз
незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке,
которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в
комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед
испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него
прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем
минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй,
третий и четвертый по одной минуте, в последний раз пять минут. Полученные данные показали,
что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения
человека, бывшего объектом восприятий, отличались на разных стадиях знакомства с ним. На самых
первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все
высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них
произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с
воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое
отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать на последней стадии
встречи с ним.
Было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые
наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов,
вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать заключение о них лишь
после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. В этом же эксперименте обнаружилось,
что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности,
показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего
облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и
выражали различное отношение к нему. Одни сочли его симпатичным, другие придерживались
противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу.
Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на
основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. Такой образ
всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может
оказаться поспешным обобщением.
Итак, когда мы впервые видим человека, наше впечатление о нем обусловлено не только теми
или иными его особенностями и спецификой данной ситуации. Мы неизбежно проявляем и себя, свои
личностные черты. Предполагается, что каждый человек имеет имплицитную, то есть
подразумеваемую, не выраженную прямо теорию личности и при восприятии другого исходит именно
из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрессивным, не проявляем ли мы
тенденцию считать его также и энергичным? Или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему
при этом одновременно и честность?
Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют
влияние имплицитной теории личности на восприятие другого человека. Сначала студентам были
представлены краткие описания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичными,
за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как «весьма холодный», в другом
случае как «очень сердечный». Ряд студентов получили одно описание, другой ряд иное. После
лекции студенты, которые слушали «очень сердечного» лектора, более высоко оценили его
тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и
человечность, чем те студенты, которые слушали «холодного» лектора. Предполагается, что
полученные данные берут начало в имплицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности
сопровождают ее сердечность и какие холодность. Таким образом, имплицитная теория личности
это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как воспринимаются другие люди.
Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его
социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. В этом плане показателен эксперимент,
|