аффектов образуется все многообразие страстей человека. Психология Спинозы новый после
Декарта, важный шаг в становлении сознания как объекта психологического изучения. Вместе они
составляют рациональную линию в трактовке сознания. Происходит окончательное выделение сознания
как предмета исследования, что в свою очередь влияет на формирование новых теоретических основ
психологии. Возникают предпосылки для возникновения эмпирической интроспективной и
ассоционистской психологии.
Главной целью «отца» эмпирической психологии Локка было исследование происхождения
достоверности и объема человеческого познания. Критикуя схоластов за представление о врожденности
знания, Локк настаивал на том, что только опыт, как индивидуальная история жизни человека, является
источником знания. Формирование идей он связывал с понятием ассоциации и впервые ввел этот
термин в науку. Локк рассматривал сознание как обязательный признак психических явлений,
объединяющий также переживания, и формирующий из этого единства личность. Учение Локка об
опытном происхождении душевной жизни завоевало популярность в научных кругах того времени и
оказало значительное влияние на развитие идей таких ассоционистов, как Беркли, Юм, Гартли.
В XVIII в. в России широко развернулось просветительское движение, тесно связанное с русским
массонством, стремившимся проникнуть в сокровенные глубины христианства и воплотить его в жизнь.
С этим движением связаны истоки формирования психологических взглядов, которые, как это ни
парадоксально, дали начало материалистическим традициям в России. Яркими представителями того
времени были Новиков, крупный ученый и организатор издательского дела, профессор философии
Московского университета Шварц, призывавший к нравственному и духовному совершенствованию
человека, Радищев, человек высокой культуры, знакомый с теориями Руссо, Локка, Гельвеция,
Лейбница, в трудах которого большое место занимала проблема развития психики и в связи с этим
сравнение психики человека и животных. Книга Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии»
имела и психологическое значение. В 1796 г. вышла первая русская книга, посвященная психологии
«Наука о душе». Ее автор Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе
эмпиризма Локка, описал ощущения и мысли, как ассоциации представлений.
Конец XVIII начало XIX вв. ознаменовались развитием психологических представлений о
разложимости психических процессов на некие изначальные психические «способности», врачи того
времени начали искать мозговой субстрат этих «способностей». В 1779 г. немецкий анатом Мейер
выдвигает предположение о том, что интеграция всех психических функций осуществляется
мозолистым телом и мозжечком, а отдельные психические «способности» локализованы в коре
головного мозга, в белом веществе и в базальных областях мозга.
К числу наиболее известных относятся попытки крупнейшего австрийского анатома начала XIX
в. Галля локализовать моральные и интеллектуальные качества человека в различных частях головного
мозга. В своих работах он попытался представить его кору в виде совокупности «органов»
многочисленных психических способностей (смелости, честолюбия, инстинкта продолжения рода и т.
п.) и предположил, что развитие отдельных участков коры, борозд и мозга в целом якобы влияет на
форму черепа и поэтому исследование его поверхности позволяет диагностировать индивидуальные
особенности личности. Подобные представления, не имея ничего общего с наукой, носили
умозрительный и полуфантастический характер, но идеи Галля о роли коры и связи умственных
функций с лобными долями являлись важными и прогрессивными для своего времени.
В начале XIX в., благодаря работам М. Холла и Мюллера, получает дальнейшее развитие учение
о рефлексе. Исследования Штейнбуха и Бэлла значительно обогатили область опытного изучения
сенсорных функций. Однако в сфере объяснений общего механизма душевных явлений по-прежнему
доминировала ассоциативная концепция, которая воспринималась не только
как общая теоретическая
схема, но и как система эффективного воздействия на поведение человека в целях его преобразования в
желательном для медицины и педагогики направлении. В середине XIX в. в исследования психического
немецким физиологом Вебером внедряются математические методы, что выводит зарождающуюся
психологическую науку за пределы знания, получаемого только из опыта, к точному математическому
выражению. Новая линия исследований Вебера оставалась неприметной, пока ее не выделил и не
превратил в исходный пункт психофизики Фехнер. Его труд «Элементы психофизики», вышедший в
1860 г., оказал неоценимое воздействие на все последующие работы в области измерения и вычисления
психических явлений. Другим, не менее важным открытием середины XIX в. было вычисление времени
протекания нервных реакций Гельмгольцем. Это доказывало, что нервные процессы, как и все
физиологические процессы, протекают в теле с определенной скоростью и, следовательно, психические
процессы, будучи неотделимыми от нервных, совершаются во времени и пространстве и доступны
|