возможном источнике движения. Сочинения Галена были настольной книгой врачей вплоть до XVII в.
Воззрения античных врачей базировались на различных течениях идеалистической философии того
времени (гностицизме, иудейско-александрийской философии, неоплатонизме, патристике и др.), в
которых душа отождествлялась с жизненным началом в сферу душевных феноменов включались все
процессы, обеспечивающие слаженную работу организма.
Следующим, довольно длительным периодом, являлись Средние века, пронизанные
безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями
на естествоиспытателей и
кострами инквизиции. Вначале связь с античным миром была достаточно сильна. Обучение строилось
на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля.
Затем знание приходит в упадок, наступают времена мистики и каббалистики, расцветает алхимия и
вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в Средние века приобретает этико-теологический
характер, опираясь на томистскую философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике в
этот период резко замедлилось. Вместе с тем на Востоке накапливались знания об анатомо-
физиологических особенностях человеческого организма как основе душевной жизни. После падения
Александрии, в библиотеках которой хранились рукописи греко-римской медицины, ученые и врачи
нашли приют в Персии, вскоре завоеванной арабами. Таким образом остатки вывезенных рукописей
попали к арабским ученым, и с середины VII в. в науке стали распространяться идеи воскресшего
эллинизма. В трудах Авиценны (Ибн-Сины), Альгазена, Аверроэса (Ибн-Рушда) акцент ставился на
обусловленности психических качеств и их расстройств естественными причинами, подчеркивалась
зависимость психики от условий жизни и воспитания.
С XIV в. в Италии начинается новая эпоха Возрождения, характеризующаяся деятельностью
великих гуманистов Данте, Петрарки, Бокаччо. Их творчество приводит вновь, как в античности, к
«открытию» Человека. Изобретение книгопечатания Гутенбергом в Германии (XV в.) осветило путь
гуманизма к реализации своей просветительской задачи. Открытия Коперника, Бруно, Галилея
находились у истоков классической науки Нового времени. Бурно развивались медицина, анатомия и
физиология в разных странах Европы. Парацельс представил новый взгляд на природу человеческого
организма и методы лечения болезней. Анатомическая школа Везалия, пришедшая на смену анатомии
Галена, в поисках материального субстрата психических процессов, детально описала плотное вещество
мозга, что позволило исследователям того времени вновь вернуться к представлениям о неделимости
психического. Немецкие схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели в научное обращение термин
«психология» (1590). Возросший интерес к психологическим явлениям обеспечил фактическую базу
для более поздних успехов психологического анализа Бэкона и Декарта.
Английский философ Бэкон отказался от изучения общих вопросов, связанных с природой
возникновения души, и сконцентрировал свои научные усилия на эмпирическом описании ее
процессов. Отказ от изучения души как особого предмета и переход к исследованию душевных
процессов готовили предпосылки для становления новых взглядов на сознание и отмирание науки о
душе.
В это же время французским философом и математиком Декартом, занимавшимся
физиологическими исследованиями, разрабатывается понятие о рефлексе (хотя самого термина еще не
было). По его схеме, взаимодействие организма с окружающими телами опосредуется нервной
машиной, по сути автоматом, состоящим из мозга как центра и «нервных трубок», расходящихся от
него. Внутри каждой из трубок находится натянутая нить, сокращающаяся, когда на ее периферический
конец воздействует какой-то внешний предмет. В результате открываются клапаны,
благоприятствующие перемещению «животных духов» от мозга к мышцам и сокращение последних.
Душа соединена со всем телом, и, особенно с небольшой шишковидной железой, находящейся в
середине мозга. Эта железа улавливает малейшие движения живых духов и даже может под
воздействием впечатлений направлять их к мышцам. Таким образом действия внешних предметов на
окончания нервов признавались приоритетными в качестве причины двигательных актов. Впервые
источником возникновения психического становится стимул, вынесенный за пределы организма.
Спиноза, развивая монистическое учение о субстанции, преодолел дуализм Декарта и на основе
своих идей оригинально подошел к проблеме познания и аффектов. Он различал три рода познания
абстрактные понятия отдельных вещей, общие идеи о существенных свойствах вещей и интуитивное
познание, при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном единстве в форме
конкретных идей. Тем самым Спиноза наметил движение познания от абстрактного к конкретному. Он
же выделил три основных аффекта желание, удовольствие и неудовольствие. Аффекты различаются
в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из этих первичных
|