принимаются другим лицом и становятся его собственными требованиями к себе самому.
В заключение отметим, что сфера социального взаимодействия охватывает широкий круг
разнообразных межличностных контактов. В их процессе осуществляются определенные совместные
действия, которые далее приводят к новым контактам и взаимодействиям, и т. д. Почти все поведение
любого человека является результатом социальных взаимодействий в настоящем или прошлом. При
этом передача и прием информации людьми, восприятие, понимание и оценка ими друг друга, их
взаимодействие находятся в непрерывном единстве, составляя в итоге то, что можно назвать
межличностным общением.
Контрольные вопросы
1. Наиболее обстоятельное описание незнакомого человека при формировании первого
впечатления о нем дают в экспериментах:
1) физики;
2) экономисты;
3) юристы;
4) биологи.
2. Как влияют на нас социальные стереотипы?
1) помогают лучше понимать других людей;
2) позволяют нам составить правильное впечатление о другом человеке при первой встрече;
3) могут приводить нас к ошибочным суждениям о той или иной конкретной личности;
4) способствуют успешному взаимодействию людей.
3. Что такое тезаурус вашей личности?
1) совокупность моих ощущений;
2) то, что думают обо мне другие люди;
3) запас моих знаний о мире;
4) итоги моей самооценки.
4. Что изучает кинесика?
1) межличностное взаимодействие;
2) коммуникативные функции телодвижений;
3) восприятие человека человеком;
4) самооценки взаимодействующих людей.
Часть III. Клиническая психология
Глава 10. Становление и развитие клинической психологии
Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей
психологической науки неразрывно связано с развитием как самой психологии, так и медицины,
физиологии, биологии, антропологии; ее история начинается с античных времен, когда
психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.
Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе,
формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием
античной философии и достижениями античных врачей в анатомии и медицине. Так, Алкемон
Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в
головном мозге. Вслед за ним мозг как орган психики рассматривал и Гиппократ. Среди большого
наследия осталось разработанное им учение о темпераменте с классификацией человеческих типов на
соматической основе (гуморальная концепция). Александрийскими врачами Герофилом и
Эразистратом, проводившими вскрытия человеческих тел, были дифференцированы нервы и
обнаружены различия между их чувствительными и двигательными волокнами. Ими был детально
описан мозг и обращено внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным
способностям от животных.
Анатомо-физиологические сведения эллинов объединил и дополнил римский врач Гален (II в. до
н. э.). В его учении впервые появились первичные представления о психическом факторе как
|