неопсихоанализа. Его крупнейшими представителями стали Хорни, разработавшая
характерологический анализ, Фромм с его гуманистической психоаналитической теорией, Салливан,
создавший интерперсональную теорию психиатрии, Эриксон автор психосоциальной концепции.
Период создания этих теорий охватывает десятилетия как до Второй мировой войны, так и после нее.
Глубинная психология проникла не только в психиатрию и психологию, но и в литературу и искусство,
культурологию, антропологию и социологию.
В России интерес к глубинной психологии сопровождался клинической проверкой гипотез
Фрейда; она имела как своих сторонников, так и противников. Российские ученые встретили идеи
Фрейда о ведущем значении в происхождении неврозов (F40-F48) сексуальных переживаний со
спокойным интересом.
Критические замечания в адрес психоанализа касались лишь односторонности взглядов Фрейда,
игнорирования им других факторов в происхождении неврозов, помимо сексуальности. Практически
каждая публикация Фрейда отражалась в реферативных обзорах на страницах «Журнала
невропатологии и психиатрии». Большинство крупных работ было переведено на русский язык и издано
отдельными книгами. Вопросам психоанализа особое внимание уделяли такие русские врачи и ученые,
как Осипов, Вырубов, Асатиани, Вульф, Розенталь, Лурия, Лившиц и др.
После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в Советской России еще
продолжалось изучение психоанализа. Были наивные попытки объединения психоанализа с
марксизмом, носившие общее название фрейдомарксизма (Лурия, Фридман). После того как марксизм-
ленинизм в СССР стал единственной теорией, фрейдизм, как и бихевиоризм и другие психологические
концепции, были подвергнуты жесткой критике и запрещены, как пропаганда буржуазной идеологии. В
20-е годы в нашей стране активно издавались научные труды зарубежных психологов: Фрейда, Адлера,
Келера, Коффки, Торндайка, Пиаже, Кречмера, во вступительных статьях к которым отечественными
учеными давалась обстоятельная характеристика их теорий и методов. Продолжались и
устанавливались новые личные контакты советских психологов с зарубежными. Представители
советской психологии активно участвовали в международных конгрессах и симпозиумах. Бурно
развивалась прикладная психология, особенно психотехника и педология. К 1923 г. в стране
насчитывалось 13 научных институтов, занятых изучением проблемы труда, большое количество
педологических лабораторий. С 1928 г. начал выходить журнал «Психология, педология и
психотехника», где публиковались результаты исследований, проводимых в нашей стране. Активно
развивалась психодиагностика. Так, при московском отделении ВИЭМ в патопсихологической
лаборатории под руководством Выготского, Биренбаум и Зейгарник исследовалась психология
умственной отсталости. Патопсихологические исследования разрабатывались в Психоневрологическом
институте под руководством Бехтерева, а затем Мясищева.
Первые нейропсихологические исследования в нашей стране начали проводиться в 20-х гг.
Выготским. На основании изучения различных форм психической деятельности он сформулировал
основные положения о развитии высших психических функций и смысловом системном строении
сознания. Опираясь на разработанные теоретические положения, Выготский проанализировал
изменения, возникающие в высших психических функциях при локальных поражениях мозга,
особенности этих системных нарушений у ребенка и взрослого. В результате этих исследований им
были найдены и описаны принципы динамической локализации функций, отличающие работу мозга
человека от работы мозга животных. Существенное влияние на понимание отношений между
психическими функциями и мозгом оказали экспериментальные и теоретические работы Бернштейна (с
20-х гг.) по биомеханике и физиологии организации движений, содержащие одну из первых четких
формулировок принципа обратной связи.
В периоде открытого кризиса в Советской России силами ведущих ученых закладывалась новая
методология психологии на основе марксизма, что широко и остро обсуждалось на 1-м и 2-м
Всероссийских съездах по психоневрологии в 1923 и 1924 гг. в выступлениях Корнилова, Бехтерева,
Выготского.
В январе 1930 г. прошел Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, а вслед за
ним реактологическая дискуссия 1930-1931 г., которые определили «единственно верный»
методологический фундамент советской психологии на основе ленинской теории отражения.
«Самокритика» не обошла выдающихся психологов того времени Выготского, Корнилова, Добрынина и
др.
Развитие прикладной психологии у нас в стране было приостановлено на многие годы после
Постановления ЦК ВКП(б) в июле 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
|