Идеологизация психологии и психотерапии, длительная изоляция от ведущих направлений этих наук в
других странах, тенденция к биологизации медицины в целом явились причиной задержки развития
медицинской психологии при формальном признании значения ее роли в медицине.
Внутренняя логика развития отечественной медицинской психологии соответствовала
теоретическим исследованиям таких ведущих ученых с мировым именем, как академики Бехтерев и
Павлов (лауреат Нобелевской премии 1904 г.), которые были воспитаны на учении о нервизме,
разработанном плеядой выдающихся русских врачей XIX-XX вв. Зыбелиным, Мудровым,
Дядьковским, Захарьиным, Манассеиным, Боткиным. Экспериментальное изучение высшей нервной
деятельности в лабораториях Павлова, выделение типов нервной деятельности (физиологический
эквивалент темперамента), взаимосвязей между первой и второй сигнальными системами привело к
теоретическому обоснованию экспериментальных неврозов, которое Павлов перенес в клинику. Таким
образом был заложен методологический фундамент патофизиологической теории неврозов (F40-F48) и
их психотерапии. Это направление получило название павловская психотерапия, использовавшая на
практике экспериментальные данные о возникновении и торможении условных рефлексов, понятия о
торможении, иррадиации, индукции, фазовых состояниях. Этими терминами описывался и сам
психотерапевтический процесс. Павловская психотерапия привлекла внимание многих врачей и
исследователей, которые в теории и на практике развивали и дополняли ее новыми данными. Бирман
разработал в 30-е гг. глубокую аналитически-диалектическую психотерапию, отводя ведущую роль
исправлению извращенной целевой социо-рефлекторной установки невротической личности
посредством социо-рефлексотерапии.
В 3040-е гг. XX в. в результате методологических, теоретических, экспериментальных и
прикладных исследований, в тяжелых условиях строжайшего политического контроля, возникли первые
исходные и очень разные варианты теории деятельности, разработанные Рубинштейном, Леонтьевым,
Тепловым, Ананьевым. Мясищев начинает разработку одной из приоритетных в отечественной
психологии концепций психологию отношений. Ученик Бехтерева, Лазурского, Басова, Мясищев
развил теоретические построения о взаимоотношениях личности и среды своих учителей и концепцию
психологии личности как системы отношений индивида к окружающей действительностью, в отличие
от обычного понимания, рассматривающего личность как систему функций. На основании психологии
отношений Мясищев в 1939
г. сформулировал клинико-патогенетическую концепцию неврозов.
Теоретические
положения Мясищева в дальнейшем были развиты его соратниками, учениками и
последователями Авербухом, Яковлевой, Зачепицким, Страумитом, Карвасарским, Мягер, Либихом,
Немчиным, Тупицыным, Исуриной, Ташлыковым, Абабковым и др.
В довоенный период советские психологи сумели и организационно укрепить свою науку. В 30-е
гг. были созданы кафедры психологии в пединститутах Ленинграда под руководством Рубинштейна и
Харькове, где работали Леонтьев и Запорожец. В 1941 г. Узнадзе и его коллегами был создан Институт
психологии в Тбилиси, где разрабатывалась теория установки. В 1942-1944 гг. организованы кафедры и
отделения при главных образовательных учреждениях страны МГУ (Рубинштейн) и ЛГУ (Ананьев).
Однако в последующие годы невосполнимый урон психологии был нанесен Объединенной павловской
сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР 1950 г., а вслед за ней в 1951 г.
научной дискуссией на объединенном заседании расширенного президиума Академии медицинских
наук и пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров. Вскрыв «извращения и
ошибки», эта идеологическая кампания привела к снижению роли психологии и ее прикладных
отраслей, подмене ее физиологическим учением о высшей нервной деятельности академика Павлова,
умершего еще в 1936 г. На самом высоком уровне проводились инструктивные «совещания» с целью
новой перестройки психологии, перевода ее на малопродуктивную для этой науки физиологическую
почву. Лишь к 60-м гг. ситуация стала меняться и возникли предпосылки к возрождению
психологической науки и ее прикладных отраслей.
Во второй половине XX в., после Второй мировой войны 1941-1945 гг. крупные направления,
возникшие в период открытого кризиса, постепенно теряют свою популярность, претерпевают
изменения и существенно преобразуются. В философии и психологии вначале в Европе, а затем и в
США внимание привлекает к себе экзистенциализм, который зародился в недрах французского
сопротивления немецкой оккупации. Первыми представителями этого течения, сплотившего вокруг
себя интеллектуалов того времени, считаются философ Сартр и романист Камю лауреаты
Нобелевской премии по литературе. Развитие этого учения в психологии и психиатрии стало
возможным благодаря работам Хайдеггера и Ясперса. Центральной хайдеггеровской идеей является
иное понимание бытия. Индивид не существует как «Я» или субъект в отношении внешнего мира, он и
|