не объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими мир, а существует через
бытие-в-мире. Швейцарские психиатры Бинсвангер и Босс перенесли онтологию абстрактного Бытия на
проблемы изучения бытия индивидуального и, на основе богатейшего клинического материала,
разработали так называемый бытийный анализ (дазайн), направленный на реконструкцию внутреннего
мира опыта. Экзистенциализм
становится основанием для развития гуманистически ориентированной
психологии. К концу 50-х гг. в мировой психологии возникли два новых направления когнитивная и
гуманистическая психология.
Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов, прежде всего Толмена,
Миллера, Прибрама, которые указали на необходимость включения когнитивных и мотивационных
компонентов в структуру поведения. Миллер вместе с Брунером открыли при Гарвардском
университете исследовательский центр по изучению процессов мышления и выбрали для обозначения
предмета своих исследований термин «когнитивная психология». Ведущими представителями
когнитивной психологии стали Найссер, Бродбент, Пайвио. Эта психология возникла под
определяющим влиянием информационного подхода. Основную область исследований составляли
познавательные процессы, а в дальнейшем и исследование эмоциональной и мотивационной сфер
личности. В результате был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности по
переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные
процессы, внимание, мышление и его вербальные и невербальные компоненты были представлены
множеством структурных моделей. В прикладном аспекте когнитивный подход был использован для
разработки когнитивной психотерапии Эллиса и Бека, рассматривавших когниции как промежуточные
переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и
моторных процессов.
В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название
гуманистической психологии. Это направление появилось как противовес дилемме бихевиоризм
психоанализ и открыло новый взгляд на природу психики человека. Основные принципы
гуманистического направления заключаются в признании ведущей роли сознательного опыта и
целостного характера природы человека с акцентом на свободе воли, спонтанности и творческой силе
индивида. Основоположниками гуманистического направления признаны Маслоу, Оллпорт, Роджерс.
Бурный рост интереса к гуманистической психотерапии приходится на 60-70-е годы, когда миллионы
людей записывались в группы встреч, на сеансы развития способности чувствовать, курсы раскрытия
потенциала человека и т. д. Само гуманистическое направление является наименее однородным и
объединяет такие разнообразные методы, как гештальт-терапию Перлса, экзистенциальный анализ
Сартра, дазайнанализ Бинсвангера, логотерапию Франкла, биоэнергетический анализ Лоуэна,
структурную интеграцию Рольф и др.
В 60-е гг. в связи с исследованиями мозга оживился интерес к проблеме сознания и его роли в
поведении. В нейрофизиологии Нобелевский лауреат Спэрри рассматривает сознание как активную
силу. В нашей стране нейропсихология получает развитие в трудах Лурия и его учеников Хомской,
Ахутиной, Цветковой, Симерницкой, Корсаковой, Лебединского и др. Ими накоплен и
систематизирован огромный фактический материал о роли лобных долей и других мозговых структур в
организации психических процессов, обобщены многочисленные предшествующие исследования и
продолжено изучение нарушений отдельных психических функций памяти, речи, интеллектуальных
процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга, проанализированы
особенности их восстановления. Ассимиляция опыта отечественных и зарубежных авторов в области
разработки нейропсихологических исследовательских приемов позволила Лурия создать комплекс
методов клинического исследования лиц с поражениями мозга. Одним из результатов теоретического
обобщения клинического опыта стала сформулированная им концепция трехблочного строения
функциональной организации мозга. Большое место в творчестве Лурии занимали вопросы
нейролингвистики, разрабатываемые в неразрывной связи с проблемами афазиологии. Указанные
многочисленные исследования в области нейропсихологии создали предпосылки для выделения этой
науки в самостоятельную дисциплину.
Существенную роль в становлении отечественной нейропсихологии сыграли ученые и
организаторы ленинградской нейропсихологической школы Трауготт, Тонконогий и их ученики
Меерсон, Вассерман и др. Благодаря сотрудничеству со специалистами в области сенсорных систем и
математического моделирования, теории информации и распознавания образов, понятийный аппарат
нейропсихологии был обогащен новыми представлениями о мозге, как о системе, воспринимающей,
хранящей и перерабатывающей информацию. В его состав были введены новые, ставшие ныне
|