классическими, понятия: оперативная память, фильтрация сообщений, помехоустойчивость,
статистическое кодирование информации, принятие решений. Был усовершенствован современный
нейропсихологический методический арсенал.
Неизменно велик научный интерес к нейропсихологической тематике и среди современных
западных ученых врачей, физиологов, психологов и педагогов, что подтверждается наличием
специальных отделений, факультетов и обществ в различных исследовательских и учебных заведениях
Европы и Америки. Среди зарубежных исследований, переведенных на русский язык, заслуженной
популярностью пользуются работы Дельгадо, Миллера, Галантера, Прибрама и др.
Начиная с середины 60-х гг. XX в. после создания в 1965 г. в МГУ Факультета психологии и
кафедры пато- и нейропсихологии, а в 1966 г. в ЛГУ Факультета психологии и специализации по
медицинской психологии и введения курса медицинской психологии в медицинских вузах нашей
страны, интерес к этой области знаний неуклонно возрастал. Вокруг дисциплины,
возникшей на
границах психологии и медицины, начались острые дискуссии. Они касались предмета, содержания,
объема деятельности медицинского психолога, а также организации, подготовки кадров,
взаимоотношения врача и психолога, в особенности психолога и врача-психотерапевта в
диагностическом и лечебном процессе. Решение этих вопросов во многом определяло дальнейшее
развитие медицинской психологии как одной из психологических и одновременно медицинских
дисциплин. Прогнозировать дальнейшее развитие медицинской психологии представлялось
затруднительным без учета становления пограничных с нею дисциплин, таких как психотерапия,
психогигиена, медицинская деонтология, медицинская социология и др. Превращение их в
самостоятельные области знаний могло изменить круг задач, содержание и объем деятельности
медицинского психолога.
При всех различиях во взглядах на объект и предмет исследования медицинской психологии,
объем и задачи, отражаемые литературой этого периода, ее анализ свидетельствует о сближении по
крайней мере некоторых позиций. Прежде всего это касалось самой медицинской психологии,
признания ее права на выделение в качестве самостоятельной науки на стыке между медициной и
психологией. Это необходимо подчеркнуть, так как делались попытки подмены медицинской
психологии патопсихологией. Они основывались на доводах преимущественно объективного или
субъективного характера. К первым можно было бы отнести указания на более высокий уровень
развития отечественной патопсихологии, более четкое определение ее предмета, задач и методов
исследования, ее самобытный характер формирование под влиянием научных идей Бехтерева,
Корсакова, Бернштейна, Выготского, а в последующем Леонтьева, Мясищева, Зейгарник и др. Доводы
второго рода отражали опасения относительно расширения предмета и задач патопсихологии,
размывания ее границ за счет проблем пограничной психиатрии, в центре внимания которой всегда
были психогенные и психосоматические расстройства, психотерапия. Если учесть, что некоторые из
этих областей составляли важные разделы зарубежной клинической психологии, близкой по
содержанию к медицинской психологии, а становление и развитие их длительное время осуществлялось
на базе психоаналитической и психодинамической концепций, то упомянутые призывы к осторожности
в условиях идеологизации науки в советский период казались еще более обоснованными в
методологическом плане.
В то же время было очевидно, что дальнейшее развитие многих разделов современной
медицины: учения о психогенных и психосоматических заболеваниях, психотерапии и реабилитации,
психогигиены и психопрофилактики едва ли было возможно без психологической науки, участвующей
в разработке их теоретических основ. Успешное же развитие указанных областей являлось
непременным условием реализации принципов профилактического направления в медицине.
Отсюда неизбежная противоречивость в позициях, отражаемая рядом работ по патопсихологии.
С одной стороны, это стремление сохранить патопсихологию в определенных, достаточно узких,
рамках прикладной психологической науки и в то же время, с другой, тенденция к ее расширению с
признанием возрастающей роли перечисленных разделов медицины и значения психологии в их
становлении. Так, например, в методических рекомендациях «О работе патопсихолога в
психиатрической больнице», составленных Зухарем, Рубинштейн и Поперечной, подчеркивалось, что
патопсихология является одной из прикладных областей психологии, направленной на решение задач
психиатрической клиники. В ряде других работ указывалось на значение патопсихологических
исследований и деятельности патопсихолога также в терапевтической, хирургической и других
соматических клиниках, в психотерапевтической практике, профессиональной гигиене и т. п.
По-видимому, правильнее было считать патопсихологию лишь одним из разделов медицинской
|