Navigation bar
  Print document Start Previous page
 163 of 541 
Next page End  

интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической
психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией
исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое,
гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения,
психопатологии).
Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент,
моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах — методиках
получения научных данных. Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология
опирается на методологию и методы общей психологии. Методы, то есть пути познания, — это
способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, применяет
систему частных методов или методик. Основные методы психологии, как считал Рубинштейн, — это
не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы.
Раскрывая закономерности, они сами опираются на основные закономерности предмета науки. Так,
метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, поэтому последнюю
называют интроспективной психологией.
Научная работа исследователя (независимо от степени этого осознания) в своих методах всегда
реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации методологии в
любой области психологии весьма существенно, чтобы она была осознанна. Основное требование
научной методологии, сформулированное еще Гегелем, заключается в том, что исследование должно
отражать свой предмет в его внутренней логике. Он требовал, чтобы метод был неотделим от предмета
и его содержания.
Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).
1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь
психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не
только объектом, но и средством психологического исследования.
2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и
физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический
анализ психологических (психофизиологических) процессов.
3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический
анализ деятельности человека.
4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических
психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).
5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).
6. Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от
экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов
педагогической работы в самый эксперимент.
7. Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности,
поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной
личности в конкретной ситуации).
Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют
сходные с представленными выше принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности,
рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно,
требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.
Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как
этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном
(ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория — патологическое
развитие личности.
Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их
связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др.
Павлов привел такое определение метода структурного анализа: «Метод изучения системы человека тот
же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение
частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого ее общей
работы и управления ею, если это в средствах человека». Задачей клинической психологии является
приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и
согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.
Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает
Hosted by uCoz