но и той, о которой, в силу своей некомпетентности, пациент может не подозревать. При этом решения
пациента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. Из этого и
вытекает нравственный стержень взаимоотношений «врач-пациент» в биоэтике принцип уважения
личности. Большое значение приобретает также вопрос об определении начала и конца жизни.
Конфликт «прав», «принципов», «ценностей», а по сути человеческих жизней и судеб культуры
реальность современного общества. Конфликт «права плода на жизнь» и «права женщины на аборт»,
или правовое сознание пациента, восходящее до осознания «права на достойную смерть», вступающее в
противоречие с правом врача исполнить не только профессиональное правило «не навреди», но и
заповедь «не убий». В отношении аборта как уничтожения того, что может стать личностью,
существует три нравственных позиции: консервативная аборты всегда аморальны и могут быть
разрешены лишь при угрозе жизни женщины; либеральная умеренная абсолютное право
женщины на аборт, безотносительно к возрасту плода и умеренная оправдание аборта до
наступления определенного развития эмбриона (до стадии развивающегося плода 12 недель, когда
ткань мозга становится электрически активной).
Активность мозга служит также и критерием смерти. Современная интенсивная терапия
способна поддерживать жизнь пациентов, не способных ни к самостоятельному дыханию, ни к
мыслительным процессам. Поэтому возникают новые нравственные проблемы, связанные с
пациентами, находящимися на грани жизни и смерти. Вопрос об эвтаназии обычно возникает, когда
пациент необратимо утратил сознание; умирая, испытывает интенсивные непереносимые страдания,
вынуждающие медиков поддерживать пациента в полубессознательном состоянии или когда
новорожденный имеет анатомические и физиологические дефекты, несовместимые с жизнью.
Существует большой диапазон мнений: от полной легализации права врача прерывать жизнь больного с
его согласия («активная эвтаназия»), до полного неприятия эвтаназии как акта, противоречащего
человеческой морали. Существует вариант так называемой «пассивной эвтаназии», когда используется
принцип нелечения, исключающий сам акт умерщвления (отключение искусственных систем,
обеспечивающих жизнедеятельность, прекращение введения лекарственных препаратов и т. д.).
Этические проблемы аборта и эвтаназии связаны с моральными аспектами репродукции и
трансплантации. Современная технология репродукции жизни определяет качественно новые формы
взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, биологическими и социальными
родителями. Трансплантология
открывает новые проблемы определения грани жизни и смерти из-за
моральной альтернативы спасения жизни реципиенту и ответственностью за возможное убийство
обреченного на смерть донора.
В 90-х гг. XX в. биоэтика стала понятием, включающем всю совокупность социально-этических
проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной
защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в
формировании у общества уважения к правам человека.
Юдин полагает, что «биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как
формирующийся социальный институт современного общества» . Конкретной формой разрешения
возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации
(этические комитеты), объединяющие медиков, юристов, специалистов по биоэтике, священников и др.,
обеспечивающие разработку рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-
биологической деятельности, будь то ее теоретическая или практическая сторона.
Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводит к следующему выводу.
Современной формой медицинской этики является биомедицинская этика, работающая ныне в режиме
всех четырех исторических моделей модели Гиппократа и Парацельса, деонтологической модели и
биоэтики. Связь научно-практической деятельности и нравственности одно из условий
существования и выживания современной цивилизации.
Современная клиническая психология во всех своих разделах опирается на общемедицинские
этические принципы. Вместе с тем, клинический психолог в своей деятельности сталкивается со
специфическими этическими вопросами.
Во-первых, это вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании
психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать
конфиденциальность при обсуждении результатов исследования, получить согласие пациента при
целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов, помимо лечащего врача,
проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.
Во-вторых, должно соблюдаться правило «границ» (граница как предел приемлемого
|