поведения). Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и
пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом
консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как «пересечение» границы может
привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ
профессионального взаимодействия весьма широк: от сексуального контакта с больным до советов,
рекомендаций и вопросов, выходящих за рамки терапевтического контакта. Например, во время приема
у пациента ухудшилось состояние, ему была оказана необходимая медицинская помощь. Переживая по
поводу случившегося, психолог звонит вечером ему домой, чтобы узнать о здоровье. Больной счел это
нарушением «границ» и посягательством на его автономию (автономия определяется как «личная
свобода» или как «принцип свободного волеизъявления»). Однако при определенных обстоятельствах
«нарушение границ» может носить конструктивный характер, поэтому здесь важен учет контекста
взаимодействия. Так, больная, войдя в кабинет клинического психолога и сообщив о гибели своего
сына, наклоняется к груди психолога и последний отвечает на этот ее порыв, выражая тем самым
сочувствие горю пациентки. Неспособность в таких ситуациях проявить эмпатическое сопереживающее
отношение скорее оттолкнет пациента и прервет межличностное взаимодействие. «Нарушение границ»
возникает и тогда, когда пациента пытаются использовать в личных целях несексуального характера.
В-третьих, сложным этическим вопросом может быть формирование эмоциональной
привязанности пациента к клиническому психологу, являющейся одной из характеристик
профессионального межличностного взаимодействия. Эта форма привязанности часто является основой
сдерживания аффективных нарушений, сопровождающих заболевание. Однако привязанность,
превращаясь в зависимость, вызывает негативные реакции у пациента, ведущие к деструктивным
формам поведения. Поэтому клинический психолог должен тщательно контролировать взаимодействие
с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не
препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и
реализации своих жизненных целей.
Необходимо подчеркнуть, что интерес к биоэтике в последние десятилетия настоятельно
потребует дальнейшего развития этических основ современной клинической психологии.
Контрольные вопросы
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей
медицины, кроме:
1) психиатрии;
2) травматологии;
3) неврологии;
4) нейрохирургии.
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без
клинической психологии:
1) фитотерапии;
2) физиотерапии;
3) психотерапии;
4) лучевой терапии.
3. Кем был предложен термин «биоэтика»?
1) Доссе;
2) Хайдеггером;
3) Поттером;
4) Юдиным.
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих
общетеоретических вопросов психологии, кроме:
1) анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;
2) изучения соотношения развития и распада психики;
3) разработки философско-психологических проблем;
4) установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической
деятельности.
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в
последней четверти XX в.?
|