1) модель Гиппократа;
2) биоэтика;
3) деонтологическая модель;
4) модель Парацельса.
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и
патогенез психопатологических расстройств?
1) принцип единства сознания и деятельности;
2) принцип развития;
3) принцип личностного подхода;
4) принцип структурности.
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?
1) Декарт;
2) Спиноза;
3) Бентам;
4) Бубер.
Глава 12. Нейропсихология
Основные понятия
Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации психических
функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является основой
решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой
проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения
всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику
исследования психических явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального
органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно используемые в
анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории
информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии
анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других
областей. С общетеоретической точки зрения отношение между мозгом как материальным источником
психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью
четырех категорий.
Категория функции. Психика является функцией, деятельностью мозга, направленной на
поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и
физической среде, а человека как личности к жизни в среде социальной, причем регуляторный и
созидательный компоненты этой деятельности являются лишь фрагментами более общего процесса
жизнеобеспечения. Морфофизиологическое единство мозга это форма пространственно-временной
организации системы, которая сама, имея генеральной функциональной целью адаптацию, является
органическим элементом более общей системы всего организма.
Категория отражения. Любой психический акт есть результат отражения в мозгу состояния
внешней или внутренней среды организма. Между
объектами и явлениями внешнего или внутреннего
«физиологического» мира, объективно обладающими определенными количественными и
качественными характеристиками и их представлением в психике от конкретного образа до абстрактной
идеи, проходит многоступенчатый процесс воспроизведения в материальных носителях (от
периферического рецепторного аппарата до эволюционно и онтогенетически поздних слоев коры
больших полушарий) особенностей взаимодействующих с организмом объектов в виде многократного
перекодирования их информационных эквивалентов.
Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем
получение информации (афферентация) и ее обработка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта
до понятийного мышления с его прагматическим и аксиологическим аспектами) приводит к
повышению упорядоченности психической деятельности, а двигательная и поведенческая активность,
реализуемая через информационные эфферентные потоки, активно реорганизует среду или
приспосабливает к ней организм. Психические процессы выполняют функцию управления, уменьшая
энтропийность, а усвоение информации и ее канализация вовне через поведение сопровождаются
|