конфликты), недозированные психические нагрузки. Эти обстоятельства приводят к нарушению
гармонии в смене фаз активности и бодрствования, повышенной утомляемости, замедленному
включению в деятельность, колебаниям ее продуктивности, расстройствам сна. Наиболее отчетливо
слабость фактора энергетического обеспечения обнаруживается в процессах памяти и внимания:
запомненное быстро забывается, особенно после выполнения какого-либо действия после запоминания
(следы «затираются» по принципу интерференции); внимание становится колеблющимся, встречаются
трудности его распределения и переключения, возникает повышенная истощаемость к концу
выполнения задания.
Кинетический фактор
связан с работой ассоциативных премоторных отделов мозга и
обеспечением такой составляющей психической деятельности, как возможность естественного и
целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий цепи
последовательно сменяющих друг друга шагов. В реальной жизни к таким действиям относятся
разнообразные двигательные акты, осуществляемые в форме кинетических (мелодических) схем. При
нарушениях данного фактора в случае мозговой патологии или при его несформированности у детей,
элементы движений выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью,
затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Особенно ярко эти черты
обнаруживаются в моторном обеспечении письма и рисования. В более выраженных случаях
недостаточности кинетического фактора могут возникать своеобразные застревания на каком-то
фрагменте движения, приводящие к его неоднократным повторениям. В письме это проявляется в
неконтролируемых повторах букв и их частей, особенно в тех случаях, когда буквы содержат сходные
по написанию элементы. В графических действиях каждая линия вырисовывается отдельно или
воспроизводится многократно в виде штрихов. Становится невозможным остановить ранее начатое
движение. Все отмеченные аномальные механизмы относятся и к речевой моторике, поскольку она
требует плавной смены артикуляции и перехода от слова к слову при построении высказывания:
пропускаются согласные в тех словах, где они сочетаются («страшный-срашный»), а также появляется
телеграфный стиль с преимущественным употреблением существительных в именительном падеже или
глаголов в неопределенной форме. Предполагается, что такие особенности речи могут быть связаны не
только с ее внешней, собственно моторной составляющей, но и с последовательным развертыванием
смысловой схемы высказывания, представленной во внутреннем плане. Динамика мыслительного
процесса также теряет свою плавность. Это может проявляться в замедленном понимании
арифметических задач, в необходимости многократного прочитывания условий, в счетных операциях,
которые плохо автоматизируются. Слабость кинетического фактора обнаруживается и при решении
логических задач, в которых необходим переход к новому алгоритму решения.
Модально-специфический фактор связан с работой тех зон мозга, куда стекается информация
от органов чувств и в которых обеспечивается восприятие с одновременным вводом получаемой
информации в системы памяти. Периферические рецепторные аппараты и соответствующие зоны мозга
являются закономерно взаимодействующими системами, причем работа одного анализатора в
определенные возрастные периоды или при определенных условиях может активировать работу
другого (у детей тактильная рецепция важна для формирования представления о букве, обоняние и вкус
функциональны и по пространственной мозговой организации тесно связаны с эмоциями и т. п.). В
группе модально-специфических факторов особое место занимает восприятие звуков речи. Модально-
специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах
проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических
мнестических нарушений (ослабления соответствующего типа памяти).
Кинестетический фактор частный случай модально-специфического фактора. Он
обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в
мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных
аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Корковым представительством данного
фактора является передняя часть теменной области, дополнительно привлекающая функциональные
возможности осязания и зрительного анализатора (по отношению к различным предметам одно и то же
пространственное действие может осуществляться по-разному). Исключения составляют речевая
моторика и формирование артикуляции, которые обычно протекают на доминирующей
кинестетической основе без участия зрения, но с определенным уровнем акустического контроля.
Существенную роль кинестетический фактор играет в формировании представления о схеме
собственного тела, образа телесного «Я», на чем впоследствии строится более сложное представление
ребенка о себе и его самоидентификация как необходимое условие развития личности. Внутренняя
|