Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 541 
Next page End  

В отношении детского возраста психологическая оценка нарушений развития или локальных
поражений мозга не может быть полной, если она не учитывает также и отклонений от среднего
возрастного развития, на котором находится ребенок, или особенностей дизонтогенеза (расстройства
индивидуального развития), вызванного болезненным процессом или его последствиями. Различные
виды психического дизонтогенеза ребенка могут обусловливаться как автономным влиянием
биологических или социальных факторов, так и их сложной комбинацией, отличающейся по
механизмам воздействия на различных этапах развития организма.
Выготский выделял следующие факторы, определяющие аномальное развитие.
Время возникновения первичного дефекта. Общим для всех видов аномального развития
является раннее возникновение первичной патологии. Дефект,
возникший в раннем детстве, когда не
сформировалась вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. Из-
за системного строения психики вторичные отклонения становятся причиной недоразвития других
психических функций. Например, недоразвитие слуха может приводить к нарушениям речевых
функций, а те, в свою очередь — к нарушению интерперсональных отношений. Чаще повреждаются
подкорковые функции, имеющие короткий цикл развития в онтогенезе. Корковые функции, имеющие
более длительный период развития, при раннем вредном воздействии чаще страдают или временно
задерживаются в своем развитии.
Степень выраженности первичного дефекта. Различают два основных вида дефекта. Первый из
них — частный, обусловленный дефицитом отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Второй —
общий, связанный с нарушением регуляторных систем. Чем глубже первичный дефект, тем больше
страдают другие функции. Указывают на два основных типа дизонтогенеза — ретардацию и
асинхронию (Ушакова и Ковалева). Под ретардацией понимают запаздывание или остановку
психического развития. Нейрофизиологической основой парциальной (частичной) ретардации является
нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Характерным признаком
асинхронии является выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств
формирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других функций и
свойств. Это становится основой дисгармоничного развития психики в целом. Следует отличать
асинхронию от физиологической гетерохронии, то есть разновидности созревания церебральных
структур и функций, что наблюдается при нормальном психическом развитии.
Особо рассматривают третий тип дизонтогенеза, в основе которого лежит преходящая
физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического
реагирования у ребенка. Чрезвычайно важен анализ связи фиксируемых симптомов с критическими или
сенситивными периодами в развитии функциональных систем, гетерохронностью созревания мозга,
особенностью вертикальных, внутриполушарных и межполушарных взаимодействий, промежуточными
и окончательными стадиями формирования наиболее поздно созревающих ассоциативных структур
мозга. Для детского мозга в целом характерна более высокая пластичность, вследствие чего
нейропсихологические симптомы отчетливо проявляются лишь при бурно развивающихся
патологических процессах или непосредственно в ближайшие сроки после мозговых поражений.
Из-за несовпадения концепций различных авторов и сложности самого понятия
нейропсихологического фактора, при попытках классифицировать многообразный исходный
эмпирический материал возникают различные варианты основных смысловых нагрузок, составляющих
содержание конкретного фактора. В качестве относительно самостоятельных могут быть рассмотрены
следующие.
Модально-неспецифический (энергетический) фактор —
связан с работой глубинных отделов
мозга. Они закладываются еще во время внутриутробного развития, но обеспечить стабильность
баланса возбуждения и торможения в первые годы жизни еще не могут. Дозревание этих церебральных
отделов продолжается после рождения. Феноменологически неспецифический фактор выражается
степенью активности мозговых структур в континууме «сон-бодрствование», что предполагает участие
прежде всего отделов, имеющих отношение к витальным потребностям и жизнеобеспечению организма
(на уровне темперамента в данном контексте принято говорить о стеничных и астеничных людях). В
этих же рамках реализуется управление биологическими ритмами. Черепно-мозговые травмы, даже
протекающие без видимых симптомов, недостаточность в работе сердечно-сосудистой системы,
неблагоприятные экологические и метеорологические влияния, интоксикации различного рода,
последствия инфекционных заболеваний относятся к биологическим причинам, снижающим уровень
активности глубинных структур и мозга в целом. К аналогичным по результатам психогенным
предпосылкам относятся стрессовые ситуации, длительные переживания (особенно хронические
Hosted by uCoz