дискретного (по частям) предъявления, что наиболее ярко проявляется в восприятии речи звуков,
слов и фраз. Аналогичная закономерность реализуется и в самостоятельном высказывании, равно как и
в некоторых аспектах понятийного мышления, где последовательно воспроизводится шаговый
механизм восхождения от простых конкретных понятий к категориям высокого уровня обобщенности.
Двигательные навыки также реализуются во времени при поэтапном выполнении. Этот принцип
обработки информации более представлен в левом полушарии.
Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ. Это вторая сторона принципа
работы перцептивных и гностических функциональных систем. Синхронное поступление информации
по многим каналам сразу позволяет осуществлять целостную и одновременную ее обработку. К
примерам такого рода можно отнести узнавание знакомых или ожидаемых объектов (например, лиц),
припоминание сложных образов, узнавание времени на часах, ориентировку в знакомой местности, то
есть все случаи наглядного синтеза. В интеллектуальной деятельности приходится встречаться с
феноменами редко осознаваемого одномоментного решения задач без выполнения промежуточных
действий. Фактор симультанности более представлен правым полушарием. Сукцессивность и
симультанность тесно связаны между собой по принципу «часть и целое», причем целое не является
результатом механического соединения частей, а часть имеет смысл только в контексте целого.
Например, восприятие речи происходит сукцессивно, а ее понимание симультанно. Функция
взаимодополнительности этих двух стратегий исполняется через мозолистое тело. В онтогенезе
сукцессивность, симультанность и их межполушарное взаимодействие формируются постепенно,
несинхронно и имеют большие индивидуальные различия.
Фактор межполушарного взаимодействия это обеспечение совместной деятельности левого и
правого полушария как целостной системы. Морфологически он привязан к работе мозолистого тела и
других комиссур мозга, важнейшими из которых являются четверохолмие и зрительная хиазма.
Операции по перерезке мозолистого тела и исследования больных с поражениями различных его
отделов показали, что у людей с «расщепленным мозгом» возникает особый синдром, включающий ряд
симптомов, меняющихся на разных стадиях послеоперационного периода. Их содержание
иллюстрирует ненормальное раздельное функционирование двух полушарий. В частности,
прооперированный не может перенести навыки, выработанные на одной половине тела, на другую,
связать образ предмета, обрабатываемый правым полушарием, с его вербальным обозначением,
формирующимся в левом.
Общемозговой фактор связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его
полноценную работу: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными влияниями,
биохимическими процессами и др.
Фактор работы глубоких подкорковых структур изучен недостаточно, проявляется как
составная часть ряда синдромов, возникающих при раздражении или деструкции таламуса и
прилежащих областей. Существенный вклад в разработку этого фактора внесен исследованиями
Бехтеревой и ее школой.
Представленные факторы не составляют исчерпывающего списка всех содержательных
проекций работы мозга на психическую жизнь, поскольку многообразие симптомов и их комбинаций, а
также вариаций работы здорового мозга предполагают и многообразие способов их обобщения.
Существеннейшим обстоятельством для любого представления о конкретном нейропсихологическом
факторе является поиск его места в логике последовательного анализа всех внешне наблюдаемых
проявлений (от субъективно улавливаемых до объективно методически или аппаратурно
зафиксированных) с целью адекватной оценки как состояния психики больного человека, так и объема,
локализации и качественных сторон поражения его мозга.
Методы нейропсихологического исследования. Выделение нейропсихологического фактора,
определяющего характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии,
может осуществляться с помощью широкого набора приемов обследования испытуемого или больного,
описываемых как методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с их помощью при
системном анализе нарушений ВПФ, могут быть сгруппированы следующим образом (Глозман):
топическая диагностика поражения или недоразвития (атипичного развития) мозговых
структур;
дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация
органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных
различий, нормального и патологического старения;
описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение
|