пораженного (несформированного) блока мозга (в понимании термина Лурия), первичного дефекта и
его системного влияния;
определение причин и профилактика различных форм аномального психического
функционирования: дизадаптации, школьной неуспеваемости и др.;
оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов
направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического,
психолого-педагогического, психотерапевтического и др.;
разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического
функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий;
разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или
коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.
В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые
методы могут быть стандартизованными (одни и те же задания для всех пациентов) или гибкими
(разные задания, специфичные для каждого пациента); могут быть сгруппированы или отбираться
«штучно»
для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное
обследование; могут быть количественными (психометрическими), то есть сфокусированными на
достижении результата (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или
качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания
больным, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимися на
нейропсихологическую теорию.
К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии
относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на
характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон
психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта
схема включает: 1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных
лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.); 2) общее описание психического
статуса больного состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень
критики и эмоционального фона; 3) исследования произвольного и непроизвольного внимания; 4)
исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях,
сюжетных картин; 5) исследования зрительного гнозиса по реальным объектам, контурным
изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр; 6) исследования
соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение; 7)
исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении
ритмов; 8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при
установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных
действий, адекватность символических движений; 9) исследования речи через беседу, повторение
звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-
грамматических конструкций; 10) исследования письма букв, слов и фраз; 11) исследования чтения
букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов; 12) исследования памяти
на слова, картинки, рассказы; 13) исследования системы счета; 14) исследования интеллектуальных
процессов понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий
и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
Предлагаемые методы адресуются преимущественно к произвольному, осознанному, то есть
опосредованному речью уровню осуществления психических функций, и в меньшей степени к
непроизвольным автоматизированным или неосознанным психическим функциям. Для расширения
спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные
сенсибилизированные условия ускоряться темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем
стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме. За последние годы система
методов нейропсихологического исследования обогатилась новыми разработками, предполагающими
как усовершенствование уже известных приемов, так и введение в практику новых измерительных
процедур. Были разработаны количественные критерии выполнения проб, учитывающие принципы
стандартизации исследований и сравнимость полученных результатов, введены диагностические
коэффициенты и возрастные нормы, обоснованы методологические принципы, способствующие
разработке новых инструментов исследования, в том числе и специальной экспериментальной
аппаратуры (Вассерман, Дорофеева, Меерсон, Глозман).
Проблема состава и направленности комплекса приемов, адекватных для достижения той или
|