Казаковцев Борис Алексеевич
Карвасарский Борис Дмитриевич
Козина Наталья Викторовна
Назыров Равиль Каисович
Подсадный Сергей Александрович
Соловьева Светлана Леонидовна
Свенцицкий Анатолий Леонидович
Чехлатый Евгений Иванович
Предисловие
Появление учебника по клинической психологии в системе подготовки врачей свидетельствует о
переменах в медицине и здравоохранении нашей страны. Пройден длинный путь от почти полного
игнорирования психологических знаний и самой психологической науки в середине прошедшего XX
века до признания клинического психолога в качестве необходимого партнера врача. Холистическое
видение больного человека, получающее все больший отклик среди работников здравоохранения, ведет
к реальному внедрению модели, которая любое заболевание и лечебный подход к нему проецируют
одновременно в биологическую, психологическую и социальную плоскости.
Интерес врачей к психологии, при «биологической» по преимуществу ориентации их
подготовки, обусловлен все более убедительным диагностическим, лечебным и реабилитационным
опытом последних лет, научными дискуссиями ведущих специалистов мира, рассматривающих
психологию как дополнение к двум другим базисным медицинским наукам патологической
анатомии и патологической физиологии, развитие которых во многом определило формирование
медицины и ее успехи.
Если исходить из того, что лишь 10-15% деятельности здравоохранения реализует лечебно-
оздоровительный потенциал здоровья человека, то это верно лишь при условии, что усилия врачей и
иного медицинского персонала сосредоточены на «биологическом» его лечении. При более широком
подходе к заболеванию и лечению обнаруживаются дополнительные ресурсы, предоставляемые
психологией.
«Внутренняя картина болезни» термин, которым обозначают личностные механизмы,
определяющие системный ответ человека на болезнь, возможности его выздоровления и улучшения
качества жизни. При неблагоприятном стечении обстоятельств предшествующего психологического
развития человек может рассматривать свою болезнь как трудно- или неизлечимую, что непременно
скажется на результативности лечебно-реабилитационных мероприятий. Известно, что примерно у 60%
пациентов, перенесших инфаркт миокарда в трудоспособном возрасте, прогноз во многом зависит от
типа отношения к болезни.
Другая проблема, также имеющая психологические корни проблема комплаенса
взаимопонимания пациента и врача и согласия первого с назначенным лечением, сформированным в
процессе их взаимодействия, что важно для всех областей медицины, особенно для фтизиатрии,
кардиологии и психиатрии. Больному, не выполняющему или частично выполняющему врачебные
назначения, трудно добиться устойчивого терапевтического результата.
В поле зрения психологов и так называемый «синдром эмоционального сгорания» медицинских
работников, обусловленный в первую очередь неконструктивным характером взаимодействия врача с
конфликтными больными и их родственниками, с проблемами, возникающими при деятельности самих
медицинских коллективов.
Изменяется содержание работы медицинского психолога в учреждениях здравоохранения.
Сегодня это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и
психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом. Создана «бригадная» модель
оказания медицинской помощи, возникшая первоначально в психотерапевтической и психиатрической
службах. В перспективе ее принципы найдут признание и в других областях здравоохранения,
поскольку за ними будущее более высокий уровень профессионально и гуманистически
ориентированной медицины. В центре бригады в качестве функционального подразделения лечащий
врач, работающий совместно с психотерапевтом, клиническим психологом и специалистом по
социальной работе. В соответствии с биопсихосоциальной парадигмой медицины каждый из них
выполняет свой диагностический, лечебный и реабилитационный план под руководством и в тесном
|