сотрудничестве с лечащим врачом. Разумеется, быстрота распространения бригадных форм работы в
здравоохранении будет зависеть от наличия психологических кадров. Психология в здравоохранении
тогда станет массовой специальностью, когда важность участия психологов в работе лечебно-
профилактических учреждений будет осознана медицинским и, в первую очередь, врачебным
сообществом. Пока, к сожалению, врачебные коллективы к этому не готовы. Сказывается эффект
первичной информации известная ранее воспринимается как более достоверная. В связи с этим
психология может быть принята медиками только на самых ранних этапах обучения врачебной
специальности на студенческой скамье.
Изменения коснулись и самого понятия «медицинская психология». Смена названия
медицинской психологии на клиническую отражает начавшийся в последнее десятилетие процесс ее
интеграции в мировую психологию. В нашей стране было принято название «медицинская психология».
Ко времени выхода в свет учебника оно сохраняется для одноименной научной дисциплины Высшей
Аттестационной Комиссии и должности в медицинском учреждении. В качестве психологической и
медицинской науки ее задачей являлось взаимное обогащение теории и практики медицины и
психологии. Оба термина при всей их близости имеют существенные различия. Первый из них
(«клиническая психология») претендует на целостную научную и практическую психологическую
дисциплину, а второй («медицинская психология») выступает как собирательный образ области и места
применения психологической специальности. В настоящее время психологическая дисциплина,
интегрируемая
в здравоохранение нашей страны, также получила наименование «клиническая
психология», и в ближайшем будущем, очевидно, такое же название будет принято и для наименования
должности психолога в лечебно-профилактическом учреждении.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог это специалист, который может
работать и в учреждениях другого профиля образования, социальной защиты и др., там, где
необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи. По
окончании вуза клинический психолог проходит традиционное для здравоохранения последипломное
обучение с целью применения психологических знаний в лечебно-профилактических учреждениях.
Предлагаемый учебник первая попытка дать студентам медицинских вузов системные знания
по психологии и определить ее роль в здравоохранении. В нем представлены основные области
психологии, преподаваемые сегодня в медицинских вузах: общая, социальная и клиническая
психология. Авторский коллектив надеется, что эти знания окажутся полезными врачу, как для
собственной практики, так и для понимания особенностей работы клинического психолога в медицине.
Ожидается, что новое столетие станет временем сближения и взаимопотенцирования разных
наук и областей социальной практики. В медицине это коснется более тесного сближения с
психологией, а исход этого процесса в меньшей степени будет зависеть от новых теоретических
моделей, чем от позиции каждого врача, который сумеет в своем пациенте увидеть не только
страдающего человека, но и уникальную личность, болезнь которой преломляется через ее
неповторимый опыт и историю жизни.
Эта книга является результатом совместных усилий и сотрудничества представителей двух
профессий. Ее задача передать будущим врачам не только новые знания, но и объединительную силу
двух самостоятельных, но очень близких по сути миров медицины и психологии.
Авторы выражают благодарность М. Перре, И. А. Горьковой, С. С. Меленевской за
предоставленные материалы, использованные в учебнике.
Все пожелания и критические замечания будут учтены при последующих изданиях книги.
Часть I. Основы общей психологии
Глава 1. Введение в психологию
Предмет психологии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями
своего предмета. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно
отчетливо это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания все то, что составляет внутренний
мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих слов «psyche» душа, и «logia»
знание, понимание и означает учение о душе.
Соотношение сознания, мыслей, чувств, то есть всего того, что составляет внутренний мир
|