Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 541 
Next page End  

связей между двумя центрами — Вернике и Брока, что предполагает вовлеченность и нижнетеменных
отделов. Основной дефект характеризуется выраженными расстройствами повторения при
относительной сохранности экспрессивной речи. Воспроизведение большинства речевых звуков, слогов
и коротких слов в основном возможно. Грубые литеральные (буквенные) парафазии и дополнения
лишних звуков к окончаниям встречаются при повторении многосложных слов и сложных
предложений. Нередко воспроизводятся только первые слоги в словах. Ошибки осознаются и делаются
попытки их преодолеть с продуцированием новых ошибок. Понимание ситуативной речи и чтения
сохранено, причем, находясь среди знакомых, больные говорят лучше. Поскольку механизм нарушения
функций при проводниковой афазии связан с нарушением взаимодействия между акустическим и
двигательным центрами речи, иногда этот вариант речевой патологии рассматривается либо как
разновидность слабовыраженной сенсорной, либо афферентной моторной
афазии. Последняя
разновидность наблюдается лишь у левшей при поражении коры, а также ближайшей подкорки задних
отделов левой теменной доли, либо в зоне ее стыка с задневисочными отделами (40-е, 39-е поля).
Помимо указанных, в современной литературе можно встретить устаревшее понятие
«транскортикальной» афазии, позаимствованное из классификации Вернике—Лихтгейма. Она
характеризуется явлениями нарушения понимания речи при сохранном ее повторении (по этому
признаку она может быть противопоставлена проводниковой афазии), то есть описывает те случаи,
когда нарушается связь между смыслом и звучанием слова. По-видимому, «транскортикальная» афазия
также обусловливается парциальным (частичным) левшеством. Разнообразие и равноценность речевой
симптоматики свидетельствует о смешанной афазии. Тотальная афазия характеризуется
одновременным нарушением произношения речи и восприятия смысла слов и возникает при очень
больших очагах, либо в острой стадии заболевания, когда резко выражены нейродинамические
расстройства. С уменьшением последних выявляется и конкретизируется одна из вышеуказанных форм
афазий. Поэтому нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФ целесообразно проводить
вне острого периода заболевания. Анализ степени и темпа восстановления речи свидетельствует о том,
что в большинстве случаев они зависят от размеров и локализации очага поражения. Грубый речевой
дефект с относительно плохим восстановлением речи наблюдается при патологии, распространяющейся
на корково-подкорковые образования двух-трех долей доминантного полушария. При поверхностно
расположенном очаге таких же размеров, но без распространения на глубокие образования, речь
восстанавливается быстро. При небольших поверхностных очагах, расположенных даже в речевых
зонах Брока и Вернике, происходит, как правило, значительное восстановление речи. Вопрос о том,
могут ли глубокие структуры мозга играть самостоятельную роль в развитии речевых расстройств,
остается открытым.
В связи с исследованиями глубоких структур мозга, имеющих непосредственное отношение к
речевым процессам, возникла проблема дифференцирования афазий от категориально иных нарушений
речи, получивших название псевдоафазий.
Их появление связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, при операциях на таламусе и базальных ядрах с целью уменьшения моторных дефектов —
гиперкинезов (F98.4), паркинсонизма (G20) — сразу после вмешательства у таких больных появляются
симптомы речевой адинамии в активной речи и в способности повторять слова, а также возникают
затруднения в понимании речи с увеличенным объемом речевого материала. Но эти симптомы
неустойчивы и вскоре подвергаются обратному развитию. При повреждениях полосатого тела помимо
собственно двигательных нарушений возможны ухудшения координации двигательного акта как
моторного
процесса, а при дисфункции бледного шара — появление монотонности и
безинтонационности речи. Во-вторых, псевдоафазические эффекты возникают при операциях или при
возникновении органической патологии в глубине левой височной доли, в тех случаях, когда не
затрагивается кора головного мозга. В-третьих, особый тип речевых расстройств, как уже указывалось,
составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают при рассечении мозолистого тела
вследствие нарушений межполушарного взаимодействия.
Нарушения речи, встречающиеся при поражениях левого полушария мозга в детском возрасте
(особенно у детей до 5-7 лет), также протекают по иным законам, чем афазия. Известно, что люди,
перенесшие удаление одного из полушарий на первом году жизни, в дальнейшем развиваются без
заметного снижения речи и ее интонационного компонента. В то же время, накоплены материалы,
свидетельствующие о том, что при ранних поражениях мозга нарушения речи могут возникать
независимо от латерализации патологического процесса. Эти нарушения стерты и в большей степени
касаются слухоречевой памяти, а не других аспектов речи. Восстановление речи без серьезных
последствий при поражениях левого полушария возможно до 5 лет. Срок этого восстановления, по
Hosted by uCoz