появляется быстрая истощаемость, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания
(постепенно увеличивается латентный период и число ошибок при серийных математических
действиях). Сосредоточение облегчается при наличии заинтересованности или при усилении
мотивации, возможна компенсация дефекта сопровождением действий громкой речью, что
иллюстрирует у таких больных относительную сохранность произвольного уровня внимания.
Диэнцефальные отделы и лимбические структуры нарушения внимания возникают в более грубых
формах больные вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности. Компенсация почти
невозможна, поскольку на этом уровне (опухоли в области таламуса и гипоталамических структур,
третьего желудочка, лимбической коры) доминирует ослабление произвольной регуляции. В ряде
случаев подобная патология сочетается с нарушениями сознания и памяти. Медиобазальные отделы
лобных и височных долей также преимущественно страдают произвольные формы внимания, но при
одновременном усилении непроизвольных. Это так называемые «лобные» больные, характеризующиеся
«полевым поведением» чрезвычайной бесконтрольной реактивностью на все стимулы,
обусловленной растормаживанием элементарных форм ориентировочной деятельности. Если такие
больные не могут перевести взор по инструкции, но сопровождают взглядом движущийся объект, то это
является признаком крайней степени нарушения произвольного контроля за действиями. Речевая
стимуляция к улучшению результата не приводит.
Вторые
модально-специфические нарушения внимания.
Проявляются лишь в конкретной
сфере и описываются как явления игнорирования стимулов одной модальности. Однако ничего общего
с нарушением собственно гностических функций (например, восприятия) они не имеют. Их нельзя
также оценивать как результат интеллектуальных дефектов или непонимания инструкций.
Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является
одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторным системам.
Зрительное внимание симптом расстройства фиксируется при изучении полей зрения.
Больной способен зарегистрировать лишь один из двух стимулов, одновременно предложенных в
правое и левое поля зрения, но при их поочередном предъявлении разницы в их предпочтении не
обнаруживается. Это связано с повышенной нагрузкой на зрительный анализатор, что, в частности,
может проявляться и при просмотре сюжетных картинок с большим числом деталей (как правило, не
замечается левая часть картинки или один из левых углов). Такая симптоматика является начальным
признаком поражения задних отделов правого полушария и позднее «прорастает» в гностические
расстройства. Слуховое внимание
дефекты обнаруживаются в экспериментах с дихотомическим
прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха). В норме
здоровый человек лучше слышит вербальный материал правым ухом на 10-14 % (эффект правого уха).
При локальных поражениях независимо от стороны разница возрастает до 50-60 %. Иногда звуки,
адресуемые одному уху, вообще не воспринимаются. Тактильное внимание
больной с закрытыми
глазами не замечает двойной тактильной стимуляции одинаковой интенсивности при прикосновении к
двум сторонам тела или двум конечностям (например, касания двух кистей рук). Сравнительно чаще
больной игнорирует прикосновение к левой руке, что типично для поражения правой теменной доли.
Двигательное внимание при просьбе выполнить координированные движения двумя руками, больной
сперва правильно выполняет инструкцию, но затем одна рука (как правило, левая у правшей) замедляет
движения, а позднее совсем отстает. На вопрос о правильности своих действий больной отвечает
утвердительно. Такие расстройства характерны для поражений передних отделов больших полушарий
премоторных и префронтальных зон с вовлечением базальных ядер. Интеллектуальное внимание
его изменения связаны с поражением коры лобных долей.
Нарушения мышления при поражениях мозга
Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Разработка проблемы мозговой
организации мышления зависит от взглядов на то, что такое мышление как психическая функция и
каковы общие принципы соотношения психических функций с мозгом.
В научной психологической литературе мышление рассматривается как отображение связей и
отношений между предметами и явлениями объективной действительности. Специфика этого
отображения усматривается в том, что оно является обобщенным и опосредованным, благодаря чему
выводится за пределы непосредственного опыта. Однако четкой демаркационной линии между
образным и мыслительным регулированием поведения нет.
Принципиальным обстоятельством, включенным в психические познавательные процессы,
|